Как уже упоминалось ранее в обзорах, Shimano в 2012 модельном году не стала выпускать очередную генерацию Twin Power MgS, вместо этого производитель ввел новую модель катушки в своем модельном ряду. Вместо ожидаемого магниевого “Твина”, в 2012 модельном году Shimano выпустил новую модель 12 Vanquish (обзор которого есть на нашем сайте), который (по традиции производителя) вобрал в себя некоторые решения от топовой катушки прошлого поколения, а именно 10 Stella, являясь, тем не менее, наследником 09 Twin Power Mg. Модель 12 года получилась достаточно интересной, вместе с облегченным весом (применительно к наиболее популярному типоразмеру 2500 - 190 г.) и очень плавным ходом катушку можно было смело применять на УЛ-удилищах. Данный вес катушки обеспечивал отличную балансировку на ультралайте, а также запас прочности, который катушка унаследовала от прародителя - Твина.
Впоследствии, при обновлении модельного ряда (а в спиннинговом сегменте у Shimano данное обновление происходит раз в 4 года), в 2016 модельном году был выпущен 16 Vanquish. По заявлению производителя, в нам так же остался магниевый корпус (так это или нет, мы сказать не можем, т.к. на обзоре 16 Vanquish у нас не было), а также применили концепцию приводного узла Hagane Gear, т.е. увеличили пятно контакта в зацепе главной пары - главной и роторной шестерни.
В 2019 модельном году, по принципу смены поколений через 4 года, производитель выпустил уже третью генерацию катушки. В данной статье будет проведет полный подробный обзор Shimano 19 Vanquish, с которым мы хотим вас ознакомить, дабы вы составили свое мнение - стоит ли покупать данную катушку?
Итак, по-порядку.
Технические характеристики участвующей в обзоре Shimano 19 Vanquish 2500S:
Комплект поставки:
Видеообзор Shimano 19 Vanquish 2500S:
В 2019 модельном году 19 Ванквиш выпущен на японском рынке в 18 моделях с разной лесоемкостью, передаточным числом и размероами корпуса, так, что каждый рыболов сможет подобрать для себя катушку с необходимыми ему параметрами. Их характеристики приведены в расположенных ниже скриншотах.
Надо отметить, что данный модельный ряд относится к катушкам Vanquish, ориентированным на японский рынок. На европейский рынок Shimano выпустило несколько сокращенный модельный ряд - согласно официальному сайту европейского подразделения Shimano, ориентированная на европейский рынок катушка имеет модельный код Vanquish FB и насчитывает 9 моделей типоразмерами от C2000S до С5000. В европейской версии модель с 1000 шпулей отсутствует. Но, несмотря на различия в модельном ряду, обе версии производятся в Японии.
В целом, впечатления о катушке достаточно положительные, механизм сбит достаточно плотно, что неудивительно - подгонка деталей катушек топового класса у Shimano всегда была на хорошем уровне, что и обеспечило после предварительного ТО мягкий и плавный ход. Надо отметить, что производитель в серии 19 Vanquish боролся за каждый грамм веса, пытаясь сделать катушку с облегченным до предела весом, и оставить ей какой-то запас прочности. Катушка облегчена до предела, при проектировании и изготовлении применялись наиболее легкие материалы даже в тех узлах, где всегда, в катушках УЛ серии 16 Stradic и 17 Complex материалы были, так сказать, обыкновенными - как-то композит XT-7 или подобный в обгонной муфте, сталь на направляющих бегунка… Но об этом, по порядку.
По традиции, начнем рассмотрение составных частей катушки Shimano 19 Vanquish с корпусных элементов. Так, производитель в спецификациях нового Ванквиша заявляет, что в катушке применено корпусное решение Hagane Body, что, по более раннему заявлению Shimano, представляет из себя цельнометаллический корпус, как, например, в 17 Twin Power XD. В 19 Vanquish это, как показало вскрытие, не совсем так, производитель здесь немного хитрит - корпус у данной генерации составной. То есть, крышка корпуса (деталь с лапкой) действительно выполнена из легкого магниевого сплава, собственно корпус (та часть, где находятся детали механизма) - выполнена из карбоново-полиамидного композита Ci4+. Возникает совершенно закономерный вопрос - а при чем здесь пластик? Дело в том, что Shimano достаточно давно применило такой маркетинговый ход, и назвало композит Ci4+ не только этим названием, а еще и Magnumlite (т.е. в буквальном переводе, “легкий, как магний”), и, исходя из этого, производитель и указал в спецификациях Hagane Body.
Также из того же композитного материала Ci4+ изготовлены и две крышечки, закрывающие корпус катушки снизу и бесконечный винт сзади корпуса (а, точнее, одна составная), а также так называемый “трамплинчик” для сброса дужки проворотом рукояти. Хотелось бы отметить, что, несмотря на маркетинговую хитрость производителя, корпус катушки сбит довольно плотно, без каких-либо видимых люфтов. Корпусные посадки для деталей механизма выполнены с достаточно высокой точностью, и механизм работает слаженно и плавно за счет не только хорошо подогнанных корпусных деталей, но и достаточно высокой точностью механизма в целом. Еще из материала Ci4+ изготовлена крышка, закрывающая главную шестерню с обратной стороны от рукояти.
Еще один момент, касающийся корпуса, а, точнее крышки. Дело в том, что в последних поколениях катушек от Shimano (в частности 17 Twin Power XD, 19 Stradic, и обозреваемый 19 Vanquish) иногда применяется такое решение, как фиксация в корпусной крышке подшипника главной шестерни тремя винтами с широкой шляпкой. Решение в принципе похвальное, т.к. уменьшается, а, скорее даже, исключается возможность торцевого люфта в катушке. Но, минусом данной конструкции является то, что регулировочные шайбы производитель теперь укладывает не между подшипником и главной шестерней, а между подшипником и корпусом. Таким образом, значительно осложняется регулировка механизма при настройке его после проведения ТО. За это конструктиву катушки минус.
Хотелось бы также дать одну рекомендацию, раз мы уже его упомянули, так это того самого пресловутого “трамплинчика”. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться такой предусмотренной производителем конструкцией, а закрывать после заброса дужку лесоукладывателя рукой. Так вы снимете значительную нагрузку при сбросе с приводного механизма катушки, и максимально продлите ресурс шестерен главной пары, тем более, на топовой катушке УЛ-класса.
Раз уже мы заговорили о шестернях, то перейдем к рассмотрению приводного механизма, состоящего как раз из шестерен. Здесь вначале необходимо отметить, что 19 Vanquish (равно как и все другие модели спиннинговых катушек Shimano с бесконечным винтом, выпущенные с 2014 модельного года) выполнен по концепции расположения деталей механизма G Free Body, что выражено в перемещении бесконечного винта снизу корпуса вверх. Данное решение позволило сместить центр тяжести несколько назад, что, как уже ранее упоминалось неоднократно в наших обзорах спиннинговых и карповых катушек, позволило улучшить баланс снасти в целом. Реализация данного решения выражена в увеличенном количестве шестерен по сравнению с кинематической схемой до 2014 года с тремя шестернями, как, например, в 09 Rarenium или в том же 12 Vanquish.
Так, в 19 Vanquish 2500S кинематическая схема насчитывает фактически 5 шестерен. Из них, главная пара иже приводной механизм (т.е. главная и роторная шестерни) выполнены по традиционной концепции Shimano Hagane Gear, что выражается в увеличенном диаметре главной шестерни, другой форме зуба и увеличенном пятне контакта в зацепе данных шестерен. Но, в данной катушке применено еще одно решение Shimano, которое стало новинкой в 2019 модельном году - так называемая шестерня типа Micromodule II, что выражено во-первых, в уменьшенной высоте зуба и также уменьшенном шаге зуба. То есть, производитель заложил большее пятно контакта в момент проворота не одним, а двумя зубьями, и за счет этого снизил нагрузку на приводной механизм в целом, по крайней мере так заявлено. Сказать по этому поводу мы пока ничего не можем, так как решение новое, и насколько уменьшенная высота зуба и шаг зубьев оправдан и надежен в эксплуатации, покажет время. Надо также отметить, что такое же решение в строении приводных шестерен мы видели в 19 Stradic FL, обзор которого будет вскоре опубликован на нашем сайте. Но что можно сказать, что ход катушки стал несколько плавнее и мягче.
От теории перейдем непосредственно к шестерням. Так, главная шестерня выполнена из кованного легкого алюминиевого сплава по концепции Hagane Gear, покрытая защитным покрытием глубокой анодировки. Шестерня опирается на два шариковых подшипника по обеим сторонам корпуса. Роторная шестерня выполнена по классике из бронзы, также опирается на два подшипника по концепции X-Ship, причем корпусной выступ, в котором вложен задний опорный подшипник, облегчен. Причем, надо здесь отметить, что передний подшипник роторной шестерни, расположенный под обгонной муфтой - нестандартный, выполнен с проточкой и резиновым О-Рингом в виде сальника (данное решение является уплотнителем подшипника в корпусе, и способствует более плотной посадке подшипника в корпусе). Также подшипник роторной шестерни зафиксирован прижимной планкой иже профилированной шайбой - решение, которое обычно применяет компания Daiwa. Такой планкой достигается уменьшение торцевого люфта роторной шестерни, за что конструкции плюс.
Паразитные шестерни отбора мощности на бесконечный винт - выполнены из карбонового композита Ci4+, причем (как и на 17 Twin Power XD) непосредственно паразитка бесконечного винта и передающая на него промежуточная планетарная шестерня имеет микрозуб. Отличие в том, что на Твине эти шестерни металлические, а на Ванквише - карбоновые.
Как было уже упомянуто ранее, регулировочные шайбы на главной шестерне расположены нестандартно - между крышкой корпуса и подшипником главной шестерни. ПО нашему мнению, это расположение есть ни что иное, как творчески переосмысленное решение от Daiwa, где регулировочные шестерни также располагались между подшипником и корпусом. Единственнное отличие в том, что регулировка у спиннинговой Daiwa намного проще - достаточно открутить или снять (в зависимости от конструкции катушки) прижимную гайку подшипника - и можно регулировать прижим. В 19 Vanquish регулировка сопряжена уже с гораздо более глубокой разборкой катушки и менее удобна, чем классических решениях Shimano до 2019 года, когда шайбы располагались между шестерней и подшипником. За такой нестандарт с ухудшением сервисопригодности, ставим катушке минус.
Далее по кинематической схеме катушки перейдем к рассмотрению привода толкателя шпули: бесконечный винт, бегунок, вилочка, шток. Бесконечный винт - алюминиевый, выполненный из кованого алюминия, покрытого защитной глубокой анодировкой. Сам бесконечный винт из коробки опирается на один шариковый подшипник, расположенный в передней опоре бесконечного винта. Бесконечный винт в катушке облегчен. Бегунок, по классике исполнения концепции G Free Body, поднят наверх, и двигается по одной алюминиевой направляющей. Однако, в нем тоже есть изменения в конструкции - он опять-таки облегчен, его корпус стал тоньше. Вилочка бегунка стандартная, ходит внутри бегунка на втулке с резиновым уплотнителем - данное решение может несколько притормаживать ход самой вилочки, однако, уменьшает ее люфт, что, соответственно, уменьшает и люфт штока. Данная деталь из-за особой формы втулки и резинового кольца в качестве уплотнителя не тюнингуется. Шток в 19 Vanquish - также выполнен из кованного алюминия, покрыт анодированным защитным покрытием.
Обгонная муфта. В данной катушке применена обгонная муфта нового для спиннинговых катушек от Shimano типа. Она отличается от стандартных, так называемых “дисковых” обгонных муфт, которые применялись достаточно давно как на спиннинговых, так и на карповых сериях катушек этого производителя. В катушках типа Stella и Aero Technium применялись другого типа обгонки, с витыми пружинами. Здесь мы видим смесь обоих решений - но муфта нового типа, с булавочными пружинами, которая вкладывается в корпус в специально выполненную под нее посадку и фиксируется тремя винтами. Как уже писалось ранее, между обгонкой и верхним подшипником роторной шестерни установлена прижимная планка, фиксирующая верхний подшипник. Корпус обгонной муфты выполнен из композита, похожий на XT-7. Сверху обгонки сделана специальная посадка, куда вставляется алюминиевая крышка - она же деталь защиты механизма от проникновения загрязнителей X-Protect. Работает она так, что создает круговые каналы, и при попадании катушки под ливень в данных каналах загрязнители задерживаются.
Переключатель стопора обратного хода на данной катушке отсутствует. Более того, если в старой, дисковой обгонной муфте посадка под переключатель была изготовлена, то в новой конструкции обгонной муфты от Shimano даже сам намек на возможность когда-либо вернуть переключатель отсутствует. Таким образом, можно сделать вывод, что производитель решил полностью убрать переключатель обгонной муфты из спиннинговых катушек, оставив его лишь в фидерных и карповых сериях.
Ротор в 19 Vanquish также облегченный, выполнен из материала, который Shimano назвала Magnumlite - как уже писалось ранее, это ни что иное, как уже проверенный временем карбоново-полиамидный композит Ci4+, причем для облегчения из ротора и плечей ротора выбран весь лишний материал, оставлен лишь необходимый минимум на балансировку. Механизм откидывания дужки лесоукладчика находится в плече, противоположном расположению ролика лесоукладчика, сделано это отчасти для балансировки легкого ротора. Механизм откидывания также несколько облегчен, но +- стандартный, на витой пружине. Откидывается и возвращается четко, не заедает. Под ротором находится, как уже ранее писалось, алюминиевая деталь узла защиты механизма от внешних воздействий X-Protect, входящая одной стороной в корпус обгонной муфты, а в другую - посадку - садится ротор.
Сверху на роторе установлена так называемая “юбка”, заходящая под шпулю. По нашему мнению, данная юбка имеет такое же назначение, как и противозахлестная “шторка” в карповых сериях катушек Shimano и Daiwa, препятствуя попаданию шнура под шпулю. Эта “юбка” своими креплениями также удерживает крышку роторной гайки с вложенным под нее сальником защиты роторной гайки (один из элементов Coreprotect). И еще одно интересное решение, касающегося ротора - в роторную гайку установлен подшипник с впрессорваной в нее профилированной втулкой под шток. Решение интересное, позволяющее уменьшить осевой люфт штока и снизить трение в роторной гайке, хотя по нашему мнению, при регулярном ТО и старое решение работало отлично.
Дужка лесоукладывателя - как и принято в топовых катушках Shimano, а также в катушках среднего ценового диапазона - SR-типа, цельнотянутый, но выполнен из полированного титанового сплава, сочетающего легкость и прочность. Честно говоря, в катушках этого производителя титановую дужку мы видим впервые, до этого мы видели титановые мощные дужки только в карповых катушках Penn, в частности Affinity 8000 LTD и Affinity II 8000 LCLL. За применение такой дужки (хоть и с целью облегчения), катушке жирный плюс.
И ложкой дегтя сразу же становится ролик лесоукладывателя… Он, как и водится у Shimano последних лет - интегрированный, с запрессованным внутрь подшипником, т.е. неразборной и не обслуживаемый. Изготовлен сам ролик из латуни, покрытого никелем. Опять-таки, за интегрированный ролик катушке такого класса сразу жирный минус.
Подшпульный узел - стандартный для Shimano начиная с 2014 года, с пластиковым храповиком-трещоткой. Единственное отличие, что храповик выполнен из того же материала Ci4+. В опоре шпули в подшпульном узле установлен подшипник, на котором вращается посадка шпули на подшпульный узел, на саму опору надеваются шайбы, регулирующие профиль намотки.
Необходимо отдельно сказать о защите механизма катушки от внешних воздействий. Так, 19 Ванквиш имеет, как и 17 Твин, две реализации защитных решений - Coreprotect и X-Protect. Перечислим их по-порядку.
Coreprotect:
Х-Protect: деталь расположена над обгонной муфтой и представляет собой сеть концентрических микроканалов, которая, по задумке производителя, должна задержать частицы поступающих снаружи в подроторное пространство загрязнителей и влаги и не дать им войти через подшипник в механизм катушки.
Шпуля в Shimano 19 Vanquish 2500S также облегченная, составная, то есть сам корпус шпули металлический, а верх закрыт пластиковой крышкой. Из корпуса шпули выбран весь излишний металл, что позволило облегчить шпулю Ванквиша в типоразмере 2500S до массы в 28,66 г с намотанным шнуром. Для сравнения, масса шпули 17 Complex 2500S F6 с намотанным шнуром составляет 33,25 г. Фрикционный пакет - одна фетровая шайба и крышка, нестандартного формата. Крышка П-образная в сечении, это сделано для того, чтобы выбрать из шпули весь лишний металл для максимального облегчения. Фрикцион достаточно быстрый, из-за одной шайбы. Под фрикционным пакетом в шпуле установлен шарикоподшипник для более точной центровки шпули и облегчения вращения при срабатывании фрикционного тормоза, что вкупе с подшипником в подшпульном узле дает точную центровку и снижает нагрузку трением на шток.
Совместимость шпуль. Так, для 19 Vanquish без замены гайки фрикциона, подходят шпули (в соответствующем типоразмере), от таких катушек: 18-19 Stella, 20 Twin Power и 19 Stradic. Также есть информация о полной совместимости шпуль с 14 Stella. По вопросам консультации по взаимозаменяемости шпуль и приобретения оных обращайтесь в наш Сервисный центр "Reels.in.ua".
Рукоять представляет собой полный аналог рукояти Shimano 17 Complex. Кноб, как и в Комплексе, резинопластиковый, опирается на 2 подшипника и карбоновую проставку между ними.
Хотелось бы еще раз привести так сказать, сводное расположение подшипников в катушке (из коробки):
Итого в катушке 11 шариковых подшипника.
Тюнинг катушки. Тюннинг 19 Vanquish возможен методом установки второго подшипника на заднюю опору бесконечного винта, таким образом, во всех ключевых точках механизма катушки будут установлены необходимые шарикоподшипники. Также возможен дополнительный (по желанию) тюнинг ролика лесоукладчика установкой облегченного разборного DLC ролика с установочным комплектом на 2 шарикоподшипника от 10 Stella.
Аналоги. Аналогов катушки в принципе нет. Предвосхищая вопрос, отвечу, что никакую Дайву нельзя ни в коем случае считать аналогом из-за паровозно-кулисной кинематической схемы. Да и у Шимано магниевый Твин (который, напомню, с 2012 года стал Ванкуишем), всегда стоял особняком, являясь промежуточным и облегченным нишевым решением между Twin Power и Stella.
Выводы. Катушка предназначена для любителей УЛ-ловли, которым необходимо идеально сбалансировать снасть, т. наз. “весоманьяков”. Если вам необходима сверхлегкая катушка с отличным ходом и запасом прочности, и вы боретесь за каждый грамм и идеальную балансировку, а также не стеснены в средствах - эта катушка для вас. Если нужна надежность в УЛ сегменте и вес в 180-190 грамм вас полностью устраивает - смело приобретайте 16 Stradic Ci4+ или 17 Complex Ci4+. Если же нужна мощь и надежность - то 17 Twin Power XD.
P.S. На весь модельный ряд Shimano 19 Vanquish японской серии мы имеем возможность заказа всего спектра запасных частей. По всем вопросам обращайтесь в наш Сервисный центр.
Фотогалерея катушки: