foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Сервис-центр REELS.IN.UA

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ



Изготовление клипс

Изготовление металлических клипс на шпули катушек. Изменен конструктив

Подробнее

Технопланктон River Fish

Английский злаковый планктон "River Fish" для ловли толстолоба

Подробнее

Сервис-блог

Обзоры катушек, удилищ, и наши работы

Подробнее

Наш интернет-магазин

Катушки, шнуры, GPS-навигаторы, сумки, рюкзаки и многое другое!

Перейти

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ

В наш сервисный центр Reels.in.ua неоднократно обращаются с просьбами написать сервис-обзор механизмов рыболовных катушек топового ценового сегмента основных производителей (Shimano и Daiwa). Идя навстречу нашим читателям, мы с удовольствием представляем сервис-обзор безынерционной катушки Shimano 10 Stella в типоразмере 4000SFE. Надо сразу же отметить, что механизмы катушек разных типоразмеров одной торговой марки практически не отличаются, т.е. - обзор катушки одного типоразмера справедлив и для всех остальных.

Вначале хотелось бы отразить немного истории собственного названия Stella. C момента появления в начале 90-х годов как топовой модели фирмы Shimano, катушка с этим названием (по уверениям маркетологов Shimano), традиционно включает в себя все передовые решения в области, так сказать, "катушкостроения". Постепенно, с выпуском новых эволюций Stella, технические решения, примененные в "Стелле", "берутся на вооружение" при разработке и выпуске иных моделей Shimano нижеследующих за ней ценовых сегментов. Например, те технические решения (опорные подшипники на бесконечном винте и обгонная муфта), которые были применены в 10 Stella, применены в 12 Vanquish и т п.

Shimano 10 Stella по мнению многих рыболовов, является лучшей катушкой за всю историю "катушкостроения", и предназначена для ловли приманками среднего и легкого теста различными типами проводок. Так это или нет, и стоит ли переплачивать за примененные в топовой катушке Shimano технические решения, будет рассмотрено в данной статье.

Итак, по порядку.

Технические характеристики Shimano '10 Stella 4000SFE:

  • Масса катушки: 270 г.
  • Передаточное число: 5,2:1
  • Количество подшипников: 14+1 (обгонная муфта)
  • Усредненная лесоемкость шпули: 0,2мм - 200м, 0,25мм - 170 м, 0,3мм -120м
  • Тип шпули: мелкая (индекс S после цифр)
  • Тип фрикциона: передний (индекс F после цифр)
  • Исполнение: экспортное

Комплектация:

  • Катушка
  • Полужесткий чехол с бархатноподобным внешним и внутренним слоями с карманчиком для рукояти
  • Документация
  • Коробка для катушки оригинального исполнения
  • Комплект регулировочных шайб для регулировки профиля намотки

Как и писалось ранее, катушка предназначена для ловли различными типами приманок и проводок для легкого и среднего тестового диапазона. Shimano 10 Stella выполнена по схеме с бесконечным винтом, с установкой опорных подшипников по обоим сторонам данного узла и техническими решениями, присущими топовой серии фирмы Shimano (см. далее по статье). Бесконечный винт и шток - с защитным покрытием золотистого цвета. Профиль намотки на шпулю - ровный, без ярко выраженных выпуклостей и впадин. Механизм катушки "сбит" очень плотно, без видимых люфтов. Катушка оснащена системой X-Ship, что предусматривает установку второго упорного шарикоподшипника на роторной шестерне. (О мифах, плюсах и минусах системы X-Ship готовится отдельная статья).

Корпус. Корпус "Стеллы" модели 2010 года изготовлен из легкого магниевого сплава, имеющий прочное лакокрасочное покрытие. Материал корпуса отчасти обуславливает высокую цену флагманской модели катушки от Shimano, т.к. магниевые модели более бюджетных катушек (TwinPower, Stradic и т.п.) всегда стоили существенно дороже, чем те же модели в корпусе из обычного пластика или углепластика Ci4.

Шестерни. Главная шестерня выполнена из алюминиево-цинкового сплава, покрытая защитным покрытием золотистого цвета. Объективно говоря, данное покрытие из неизвестного материала, является более прочным, нежели так называемая "черная шестерня" ("Palladin Gear"). Шестерня ротора - латунная, как и во всех катушках Shimano, защитного покрытия не имеет. Шестерня привода узла толкателя шпули (бесконечного винта) - алюминиевая, без покрытия, как и в топовых моделях Shimano, например Vanquish. Шестерни подогнаны очень плотно, видимых люфтов не имеет. Хотелось бы отметить, что несмотря на прочное покрытие главной шестерни, рассматривать катушку как тяговую все-таки не стоит, поскольку, во-первых, покрытие выполнено лишь на одной шестерне (две остальные изготовленные из более мягких материалов (подверженных скорейшему износу, чем покрытая главная шестерня), а во-вторых - из-за высокого передаточного числа. О мифе т.наз. "тяговых катушек" мы расскажем вскоре в отдельной статье.

Привод толкателя шпули (узел бесконечного винта, шток, подшпульный узел). Сразу необходимо заметить, что во флагманских безынерционных катушках Shimano инженеры реализовали-таки установку бесконечного винта на два опорных шарикоподшипника, чего не было в более бюджетных моделях. Справедливости ради надо отметить, что в катушках Spro i Ryobi с бесконечным винтом, отличающихся по цене более чем на порядок, данное техническое решение было реализовано изначально.

Бесконечный винт и шток в Shimano 10 Stella имеет защитное покрытие, аналогичное применяемому в Shimano Rarenium эволюции FA.Кроме того, в передней части бесконечного винта имеется резиновый сальник, что является прерогативой исключительно "Стеллы". Назначение сальника остается непонятным, как показывает практика - катушка и без него работает хорошо. Можно лишь предположить, что сальник препятствует попаданию загрязнителей изнутри катушки в передний опорный подшипник. В задней части - фторопластовая шайба. Почему нельзя было реализовать два сальника, или две шайбы - остается загадкой, разве что для увеличения стоимости.

Вилочка бегунка привода толкателя шпули с тефлоновым (PTFE) покрытием (стоящая чуть ли не на всех катушках Shimano), что снижает за счет свойств тефлона, трение в точке контакта вилочки с канавками винта. В свою очередь, в каретке толкателя в данной модели, опирается на шарикоподшипник в нижней части, а в верхней - на фторопластовую втулку. Это техническое решение является более правильным, в виду того, что в случае применения подшипника именно в нижней части вилочки (на эту часть приходится наибольшая нагрузка в самой каретке), люфт вилочки в каретке - равно как и трение - заметно снижается. Это в свою очередь препятствует преждевременному износу данного узла; во-вторых - осевой люфт штока заметно снижается (это болезнь почти всех моделей катушек с бесконечным винтом).

Подшпульный узел состоит из:
- опорной стальной шайбы;
- пластиковой шестерни трещотки с односторонне наклоненными зубьями;
- стопорного кольца;
- подшипника;
- втулки подшпульного узла из латуни, фиксируемой на штоке стопорной шпилькой;
- регулировочных шайб.

Надо отметить, что данная конструкция подшпульного узла характерна для большинства катушек Shimano последних годов выпуска (12 Vanquish, 11 Biomaster, 13 Nasci, 12 Ultegra и т.п). В совокупности с типом ответки на шпуле, скошенные зубья подшпульной шестерни обеспечивают работу трещотки только при вращении в одну сторону (на размотку). Узел несколько усложнен, что не является критичным, разве что влияет на цену. Нареканий в работе нет, равно как и нет нареканий на старый тип подшпульного узла у более бюджетных катушек. Явных плюсов такого подшпульного узла нет, по нашему мнению, подшипник не несет никакой смысловой нагрузки.

Обгонная муфта (мгновенный стопор обратного хода). В топовых катушках Shimano (Stella, Vanquish) применяется отличная от классической (дисковая) обгонная муфта. В данных катушках применена открытая, разборная обгонная муфта с пружинками витого типа (см. фото). Особых плюсов в применении данной обгонки не замечено, классическая "шимановская"обгонная муфта дискового типа работает так же хорошо, как и эта, поскольку в старой ролики также подпружинены металлическими пружинами (в отличие от дайвовских неразборных), и обе являются разборными. Обгонная муфта сверху закрыта шайбой с резиновым пыльником, фиксирующимся стопорным колечком, аналогичным фиксатору фрикционного пакета в шпулях.

Ротор. Сразу необходимо еще раз отметить, что катушка Shimano 10 Stella оснащена системой X-Ship, т.е. роторная шестерня имеет вместо втулки упорный шарикоподшипник. В данной модели посадка второго подшипника выполнена в пределах нормальных допусков и не имеет видимых люфтов.

Отдельно хотелось бы остановиться на гайке, фиксирующей ротор. В данной катушке эта деталь является отдельным узлом, поскольку состоит из 5 деталей, закрытых крышкой, являющейся также и стопором гайки (фиксируется двумя винтами). Помимо этого, в данном узле присутствуют шарикоподшипник оригинального исполнения, имеющий коронку из латуни под диаметр штока. Данный подшипник, в комплексе с резиновым пыльником, установленным поверх него - препятствует попаданию влаги и прочих загрязнителей непосредственно внутрь корпуса катушки. Что, в свою очередь, делает возможным применение катушки в морской рыбалке.

Дужка и ролик лесоукладчика. Дужка в Shimano 10 Stella - SR-типа, ставшего де-факто лучшей дужкой за всю историю "катушкостроения", обеспечивающей плавное и беспрепятственное схождение шнуров на ролик лесоукладывателя. Узел ролика лесоукладывателя содержит ДВА AR-B шарикоподшипника, которые в свою очередь соединяются с собственно роликом через фторопластовые переходные втулки (стандартное решение Shimano). Узел ролика содержит (исключая крепежные элементы и ось) 10 деталей - подробнее на фото в конце статьи. Сам ролик имеет защитное покрытие из материала с собственным названием DLC черного цвета (Diamond-Like Carbon), обеспечивающий устойчивость к истиранию, гладкость, а также в некоторой степени декоративную функцию. Решение мы считаем заслуживающим уважения. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что в последних моделях катушек Shimano имеется смазочное отверстие для оперативной смазки ролика лесоукладывателя. Настоятельно рекомендуем не пользоваться заявлениями маркетологов, а разбирать и обслуживать ролик полностью!!! Прокапывание смазкой без удаления загрязнений не является полноценным ТО узла и может привезти к попаданию загрязнителей внутрь подшипников и узла в целом, и дальнейшей некорректной работе ролика.

Шпуля и фрикционный тормоз. Катушка Shimano 10 Stella 4000SFE оснащена мелкой AR-C шпулей с бортиком, покрытым нитридом титана для лучшего схода шнура. Юбка шпули перфорирована для облегчения веса и придания шпуле характерного "стелловского" вида. Клипса шпули - пластиковая. В шпуле изнутри установлен шарикоподшипник. Фрикционный тормоз содержит три фетровых прокладки и три металлических шайбы, что обеспечивает более плавную регулировку тормозного усилия, чем в шпулях с одной ветровой прокладкой.

Рукоять. Рукоять облегченная, складная, винтового типа крепления к главной шестерне. Кноб рукояти снабжен двумя шарикоподшипниками, разборной. Претензий к узлу (при условии периодической чистки и смазки кноба) - нет.

Выводы и впечатления. В целом, на качество исполнения катушки Shimano 10 Stella нареканий нет. В катушке применены все имеющиеся на тот момент инновации инженеров Shimano, что обуславливает ее высокую цену. Механизм катушки собран с минимальными допусками, что обеспечивает исключительно мягкий и плавный ход катушки (естественно, при регулярном профилактическом техническом обслуживании и послепродажной настройке механизма). С точки зрения качества исполнения - мы однозначно рекомендуем ее к приобретению, в то же время из-за высокой цены вопрос о покупке "Стеллы" оставляем целиком на Ваше усмотрение.


Аналоги. Поскольку Stella является флагманским продуктом Shimano, полных аналогов ей нет. С другой стороны, частичным аналогом можно считать Shimano Vanquish, являющимся "младшим братом" рассматриваемой в статье катушки. По Vanquish нашим СЦ готовится отдельная подробная статья. Следите за обновлениями...