Вы здесь: Главная Сервис-блог Фрикционные шайбы нашего производства для реализации “Быстрого фрикциона”
Нам часто задают вопрос - как можно продлить жизнь рыболовной катушки, а также от чего это зависит? Мы в первую очередь рекомендуем обращаться с катушкой аккуратно, соблюдая приведенные на нашем сайте "Рекомендации" по эксплуатации катушки. Дело в том, что при эксплуатации, и особенно в случае вываживания трофейной рыбы механизм катушки испытывает значительные нагрузки, которые при неправильном обращении ведут к преждевременному износу и отказу механизма (например, когда вываживание трофея осуществляется чисто катушкой, а не удилищем). В случае, если механизм катушки изначально (при производстве) смазан недостаточно и некачественными смазочными материалами, а также не настроен, имеет изначально увеличенные люфты, - выработка и износ будет просто лавинообразным. Что в конечном итоге приведет за собой поломку механизма, и необходимость снова тратить Ваши деньги на покупку новой катушки. Дабы максимально продлить жизнь новой, еще не работавшей катушки, мы предлагаем всем нашим заказчикам, которые обращаются за консультацией по поводу выбора катушки, провести предварительное техническое обслуживание, с полной заменой смазки, а также настройкой и, по возможности, тюнингом механизма.
Сразу же отметим, что износу подвержены ЛЮБЫЕ механизмы, в том числе и рыболовные катушки, являющиеся, с точки зрения механики, поворотным редуктором. Наша задача - за счет применяемых качественных промышленных смазочных материалов, а также путем проведения предварительного ТО новым катушкам, повысить ресурс механизма и сделать Ваши катушки намного более долговечными, чем предполагает производитель данных механизмов.
Почему это все необходимо? Постараемся ответить на все Ваши вопросы. Итак, по порядку.
Смазочные материалы
Заводские и "рекомендуемые производителем" смазочные материалы | Применяемые нами смазочные материалы |
Низкая адгезия к трущимся поверхностям | Повышенная адгезия к трущимся поверхностям |
Неравномерное и недостаточное нанесение смазки на поверхности | Нанесение достаточного количества смазки для работы механизма |
Увеличение трения | Уменьшение трения (в т.ч. за счет антизадирных свойств) |
Преждевременное появление выработки | Нормальный эксплуатационный износ механизма |
Лавинообразное увеличение зазоров (появление чрезмерных люфтов) | Нормальные зазоры |
Преждевременный необратимый износ механизма | Повышение моторесурса механизма |
Ненормальная работа механизма катушки | Отсутствие шумов, вибраций, плавный ход катушки |
Начнем с того, как смазана новая катушка. Как показывает наша практика вскрытия и обслуживания как абсолютно новых катушек, так и катушек после 2-3 рыбалок, количества смазки в новых катушках мало того, что недостаточно для нормального функционирования механизма, так и нанесены смазочные материалы фигурально выражаясь, "как попало". Это значит, что при сборке катушки на производстве на шестерни наносятся смазочные материалы чуть ли не кисточкой. При этом смазка не заполняет правильно узлы трения, что и ведет к повышенному износу.
Как мы писали в наших "Рекомендациях", что показателем к необходимости проведения ТО является почернение смазки на штоке катушки. Так вот, в новых катушках, как показывает практика нашего сервисного центра Reels.in.ua, почернение смазки на штоке (точнее сказать, выход смазки на шток из механизма катушки с продуктами выработки) происходит уже после 2-3 рыбалок. (Исключение в данном случае составляют катушки Shimano с металлокерамическим покрытием ведущей шестерни (технология Shimano Palladin) - там этот процесс происходит гораздо дольше - о специфике износа данного покрытия будет сказано ниже). Так вот, преждевременное почернение смазки свидетельствует, во-первых, о низком качестве смазочных материалов, во-вторых - как следствие низкого качества - о недостаточности смазки в механизме. В нашей Фотогалерее (галерея 2 и 3) есть фото катушки Shimano Technium, которая прошла три рыбалки. Можно увидеть там качество смазки, а также выработку после нескольких рыбалок на заводской смазке, в том числе и ее цвет на штоке и в корпусе.
Дело в том, что заводские и так называемые "фирменные" смазки обладают крайне низкой адгезией (зацепляемостью) к трущимся поверхностям механизма. Как следствие, такие смазочные материалы очень быстро вдавливаются из т.наз. "пятна контакта" трущихся поверхностей, что приводит к сухому (без смазки) трению и ведет к образованию задиров, а также стремительному износу более мягкой главной шестерни, появлению люфтов и как следствие, - посторонних шумов в работе механизма катушки. В дальнейшем этот процесс приводит к еще более необратимым негативным последствиям - появление рокота и вибрации при работе катушки, которые уже передаются на удилище. Соответственно, при таком явлении нормальной комфортной рыбалки быть просто не может, поскольку - по нашему мнению - рыбалка должна быть отдыхом и приносить удовольствие, а не наоборот.
Что же касается случая, когда главная шестерня покрыта металлокерамическим защитным покрытием, то при выдавливании и/или отсутствии смазки между соприкасающимися шестернями, а также увеличением нагрузки на катушку, более твердая латунная шестерня ротора начинает постепенно изнашивать защитное покрытие. Процесс этот более долгий, чем на не защищенной покрытием шестерне, но при выработке металлокерамического покрытия в пятне контакта износ главной шестерни будет лавинообразным. При применении качественных смазочных материалов шестерни с покрытием Shimano Palladin служат намного дольше, чем шестерни без защитного покрытия при условии, что Вы не перегружаете Вашу катушку.
Отдельно необходимо сказать о густой заводской смазке в узле фрикционного тормоза. Да и вообще - заводская смазка проводится смазочными материалами одной консистенции. Так вот, что касается фрикционного пакета. Фрикционный пакет состоит из одной или нескольких (обычно трех) фетровых прокладок, чередующихся с металлическими (стальными) шайбами. Смазка данного пакета на заводе производится густой смазкой, что приводит к залипанию фрикционного тормоза, который недостаточно быстро реагирует (а иногда и вообще не реагирует) на плавное изменение затягивающего усилия гайки фрикциона. Как следствие - невозможность точно отрегулировать усилие фрикционного тормоза под конкретные пожелания рыболова в той или иной ситуации. Применяемые нами смазочные материалы позволяют добиться точной и плавной настройки фрикционного тормоза за счет отсутствия залипания фрикционного пакета, и быстрого реагирования пакета на изменение затягивающего усилия гайки фрикциона. Естественно, что при проведении в нашем сервисном центре предварительного ТО в Вашей катушке будет полностью заменена смазка фрикционного пакета и произведена настройка данного узла.
При предварительном ТО новой катушки, которое мы настоятельно рекомендуем проводить покупателям новых катушек, происходит полная замена всех заводских смазочных материалов на материалы с повышенной адгезией к трущимся поверхностям, что позволяет значительно замедлить процесс износа катушки и нормализовать ее работу.
Теперь перейдем к такому моменту как применение подшипников скольжения (втулок) в механизмах катушки. Производитель применяет подшипники скольжения для удешевления себестоимости катушки в целом. Однако, данный вопрос является спорным, т.к. себестоимость недорогого шарикоподшипника, применяемого в катушках, редко составляет более 1-2 долларов США (розничная цена качественного шарикоподшипника составляет примерно 10-15 долларов).
Чем же плохи втулки? Во-первых, фторопластовые втулки, которые производитель обычно устанавливает на главную шестерню, имеют более высокую прочность, чем алюминиево-цинковый сплав главной шестерни. Наряду с низким качеством "фирменных" смазочных материалов, при выдавливании смазки из пятна контакта втулки с шестерней, происходит повышенный износ. Данное явление впоследствии приводит к появлению вибрации в узле трения, которая влияет на всю шестерню в целом. Другими словами, материал, из которого сделана втулка "съедает" более мягкий материал шестерни, вследствие чего появляются люфты, что ведет к необратимым последствиям для катушки.
Во-вторых, применение втулок в узле ролика лесоукладчика (т.е. этот узел наиболее подвержен внешним загрязнениям) при попадании загрязнителей ведет к заклиниванию узла, после чего скручивается шнур или леска, а также ведет к пропилу самого ролика. Надо отметить, что ролик лесоукладывателя по соотношению с другими узлами катушки работает на более высоких скоростях, и малейшее его загрязнение будет гораздо критичнее, чем загрязнение других узлов, что существенно повлияет на работу катушки в целом.
Справедливости ради надо отметить, что в ролик лесоукладчика из-за конструктивных особенностей не всегда можно поставить шарикоподшипник. В данном случае мы настоятельно рекомендуем проявлять повышенное внимание к данному узлу, проверяя его работоспособность после каждых 2-3- рыбалок, при необходимости его нужно очистить от загрязнения и смазать. В настоящий момент готовится к выпуску видеоурок, как можно самому обслужит ролики лесоукладывателя различных типов (с втулкой, а также с подшипником). О появлении этого видеоурока будет сообщено дополнительно.
Про предварительном ТО, проводимом в нашем сервисном центре Reels.in.ua, при наличии конструктивной возможности, и по согласованию с владельцем, наш сервисный центр имеет возможность заменить все подшипники скольжения (втулки) на качественные шарикоподшипники, дабы повысить моторесурс механизма Вашей катушки.
Также, при проведении предварительного ТО проводится настройка механизма катушки для более плавной и комфортной работы с ней.
Заключение. Учитывая изложенные моменты, мы рекомендуем проводить ТО Вашим новым катушкам. Как было сказано ранее, замена смазок на качественные сертифицированные промышленные смазочные материалы, плюс замена втулок на шарикоподшипники с последующей настройкой всего механизма в комплексе, существенно позволяют повысить ресурс механизма рыболовной катушки. Также предварительно ТО позволяет существенно увеличить временной промежуток профилактическими ТО, что в конечном итоге экономит Ваши средства. Вам не надо, как задумал производитель, покупать новую катушку раз в сезон, и при проведении предварительного и профилактических ТО, а также следовании нашим "Рекомендациям" по эксплуатации катушек, они будут радовать Вас как рыболова не один и не два сезона.
Post Scriptum. В интернете (да и не только) разгораются жестокие споры, надо ли делать предварительное ТО новым катушкам, в том числе и высокого класса, например Shimano Twin Power, Shimano Stella, Shimano Vanquish, Daiwa Exist, Daiwa Certate и т.п. Одни говорят - что не надо, другие говорят, что надо. Мы надеемся, что прочитав данную статью, Вы сделаете собственные выводы о необходимости проведения предварительного ТО новым катушкам.