foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Сервис-центр REELS.IN.UA

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ



Изготовление клипс

Изготовление металлических клипс на шпули катушек. Изменен конструктив

Подробнее

Технопланктон River Fish

Английский злаковый планктон "River Fish" для ловли толстолоба

Подробнее

Сервис-блог

Обзоры катушек, удилищ, и наши работы

Подробнее

Наш интернет-магазин

Катушки, шнуры, GPS-навигаторы, сумки, рюкзаки и многое другое!

Перейти

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ

Как уже упоминалось ранее, наш сервисный центр Reels.in.ua создавался как сервисный центр, делающий основной упор на профилактику и техническое обслуживание карповых катушек. Однако, ТО спиннинговых катушек разных классов также был одним из наших приоритетных направлений деятельности. За годы существования нашего Сервисного Центра через нас прошло большое количество спиннинговых катушек как бюджетного и среднего, так и топового класса, такие как Twin Power, Vanquish и Stella. Применяемые нами сертифицированные смазочные материалы позволяют увеличить промежуток между ТО и добиться малого износа механизма и долговечности работы катушки. Так, наш уважаемый заказчик, который сотрудничает с нами практически со дня основания СЦ, приобретя практически новую катушку, отдал нам ее на предварительное ТО и тюннинг. Собственно, по этой катушке мы и представляем вашему вниманию сервисный обзор Shimano 17 Twin Power XD C3000HG.

Безынерционная катушка Shimano 17 Twin Power XD C3000HG является Твин Пауэром нового поколения, недавно появившейся на нашем рынке. Как видно из заголовка, модельный ряд этого Твина выпущена в 2017 модельном году и является модифицированный 15 TwinPower. Так, данное поколение катушек, в отличие от предыдущих, получило приставку XD, что расшифровывается как Extreme Durable (экстремальная долговечность, англ). Катушка изготовлена в Японии и позиционируется как модель JDM (для японского внутреннего рынка), хотя наличие инструкции по эксплуатации и документов на многих языках, включая русский, позволяет думать о том, что на самом деле она позиционируется на международный рынок. Производитель (Shimano) заявляет, что за счет применяемых материалов и технологий удалось повысить прочность компонентов, и, как следствие, долговечность катушки. Так ли это, и что получилось у производителя с новым TwinPower, мы и рассмотрим в этом обзоре.

Итак, по-порядку.

Технические характеристики 17 Twin Power XD C3000HG:

  • Масса катушки: 235 г.
  • Тип фрикциона: передний, быстрый
  • Передаточное число: 6,0:1
  • Количество подшипников: 9+1 (обгонная муфта)
  • Лесоемкость шпули: 0,235 мм/180 м
  • Намотка за 1 оборот: 88 см
  • Фрикционное усилие, max: 9,0 кг

Комплектация катушки:

  • Собственно катушка с одной шпулей
  • Мягкий чехол-сумочка из ткани
  • 4 шт шайбы для регулировки профиля намотки
  • Ключ для отвинчивания заглушки кноба рукояти
  • Взрыв-схема, инструкция по эксплуатации
  • Упаковочная коробка

Краткий видеообзор 17 Twin Power XD вы можете посмотреть здесь (прошу прощения за некоторую сумбурность видеообзора, был простужен и не мог сформулировать мысли): 

Механизм катушки сбит достаточно плотно, отсутствуют сколь-либо заметные паразитные люфты. Ход нового Твина мягкий и плавный, "из коробки" на заводской смазке суховатый. Более того, весь механизм и все узлы (включая фрикционный пакет и ролик лесоукладчика) смазан одной-единственной полугустой смазкой. От этого вращение ролика замедленное.

Еще хотелось бы отметить такой момент, как отличия нового 17 Twin Power XD от 15 Twin Power. Отличий здесь несколько, перечислю их по порядку:

  1. Ротор выполнен из материала Magnumlite (Ci4+) несколько измененной геометрии, чем в 15 Twin Power. В 15-м - композит Сі4.
  2. Над обгонной муфтой и под ротором находятся две кольцевых детали, которые являются дальнейшим развитием Coreprotect - X-Protect. Эти две детали являются дополнительной защитой от попадания загрязнителей в катушку (см. фото).
  3. Облегченный кноб из EVA на алюминиевой основе. В 15 Твине оригинальный кноб рукояти выполнен из резинопластика.
  4. Материал паразитных шестерен и шаг зуба приводной шестерни бесконечного винта. У 15 Twin Power две паразитные алюминиевые, у 17 Твина - одна. Причем, в модели 15 года приводная шестерня бесконечного винта алюминиевая и имеет крупный зуб (равно как и бронзовая ответка), а в 17-м - эта пара бронзовая с мелким зубом.
  5. Фрикционный пакет в шпуле на 17 Twin Power XD состоит из карбоновых шайб, в 15м - из фетровых.
  6. Механизм откидывания дужки лесоукладывателя в модели 17 года находится со стороны, противоположной ролику, в 15 Твин Пауэре расположение отличается, механизм выполнен по классической реализации - со стороны ролика лесоукладывателя.
  7. Дужка лесоукладывателя на 17 TwinPower XD выполнена из титана, покрытого черным защитным покрытием. На модели 15 года - из нержавеющей стали, покрытой защитным покрытием золотистого цвета из нитрида титана.

В настоящее время готовится статья по Shimano 15 Twin Power 3000HGM, где будут подробно рассмотрены все детали и реализация механизма данной катушки.

Собственно, приступим к рассмотрению составных частей нового 17 Твина XD. 

Корпус. Hagane BodyВ данной катушке при вскрытии мы увидели полную реализацию Шимановской концепции катушкостроения HAGANE, которая состоит из трех компонентов: Hagane Body, Hagane Gear и X-Ship. По данной концепции применительно к корпусу, т.е. Hagane Body, корпус катушки должен быть изготовлен из металла. Такой материал изготовления корпуса (равно как и усиленный карбоновый композит Ci4+) обеспечивает высокую точность посадок под детали механизма, в особенности под установленные подшипнике на приводных шестернях катушки. Корпус выполнен из алюминия, облегченный, но в то же время, обеспечивающий высокую прочность, что в частности, выражается в том, что посадки под подшипники не разбиваются со временем. Естественно, это при условии того, что подшипники функционируют в нормальном режиме.

Собственно, корпусом является та часть, которая с лапкой. Мы применяем такую условную классификацию и называем корпусом ту корпусную деталь, в которой собственно смонтирован механизм катушки. Установленный в крышке подшипник зажат тремя винтами, которые фиксируют его положение и уменьшают и так отсутствующий люфт в посадке. На корпусе и крышке имеются направляющие выступы, ориентирующие корпус к крышке для сборки катушки. По этому можно видеть, что инженеры Shimano в данной катушке добились одновременно легкости катушки (напомним, в размере С3000 она весит 235 грамм) и существенного повышения ресурса Твина, соответственно, как уже упоминалось ранее, присвоив катушке индекс XD. Собственно, металлический корпус и повышение квалитетов точности и есть залог того, что механизм внутри оного "сбивается" достаточно плотно, без каких-либо заметных паразитных люфтов. Это и есть реализация того, что закладывали инженеры в концепцию Hagane. На данном экземпляре мы и видим реализацию в действии.

Однако, при всех положительных моментов в "хагановском" металлическом корпусе есть еще и отрицательный момент, непонятно почему примененный инженерами Shimano при проектировании корпусных элементов. Дело здесь в задней декоративной крышке, которая также является (вместе с резинопластиковой прокладкой по периметру крышки) не только декоративным, но и элементом Coreprotect. Так вот, в то время как в других катушках эта крышка фиксируется снаружи двумя винтами - одним снизу крышки, второй обычно через лапку катушки, то в 17 TwinPower нижний винт присутствует, а верхнего как бы и нет. На самом деле он есть, он интегрирован в корпус (см. фотогалерею), причем, чтобы снять заднюю крышку и собственно приступить к открытию корпуса, необходимо вначале, сняв обгонную муфту, ввести тонкую отвертку через отверстие спереди корпуса катушки, попасть в шлиц винта и собственно его открутить. С одной стороны, конструктора Шимано, видимо, рассматривали это как защиту от несанкционированного вмешательства, с другой же - это очень осложняет проведение ТО. Если бы конструктора предусмотрели так называемый сервисный "туннель" для отвертки, то это было бы еще понятно, но в данной реализации пространство для продевания отвертки полностью открыто, и проходит в опасной близости от главной шестерни и бесконечного винта. За это катушке минус.

 X-Ship

Шестерни. 17 Twin Power XD C3000HG  оснащен шестернями, которые изготовлены опять-таки в реализации технологии HAGANE Gear (в переводе - привод Hagane). Данная технология предполагает установку в катушку холоднокованной алюминиевой главной шестерни, с защитным покрытием либо типа Palladin, либо с анодировкой. В 17 Твине установлена именно такая главная шестерня. Всего шестерен в катушке 5. Это главная шестерня, как уже упоминалось, выполнена методом холодной ковки из алюминия, анодирована; роторная - бронзовая; паразитная шестерня с косым зубом, передающая вращение от роторной на бесконечный винт - алюминиевая. Еще две паразитные шестерни, одна передаточная, а вторая, непосредственно передающая вращение на бесконечный винт - бронзовые, с мелким прямым зубом. Здесь как раз видим правильную реализацию по применяемым материалам, все-таки бронза прочнее, чем латунь. Единственный момент, больше эстетического характера - мелкий прямой зуб может издавать при работе некоторый шум, не влияющий абсолютно на тактильные ощущения при работе катушки, а также на сам ход катушки.

Более того, катушка - как, собственно, и все катушки после 2012 года выпуска - оснащены системой X-Ship, ставшей де-факто стандартом у Shimano с того же 2012 модельного года. Данная система выражается в установке второго опорного подшипника на роторную шестерню. Это решение явилось несомненным плюсом, снизившем нагрузку на корпусной выступ, куда устанавливалась роторная шестерня. Справедливости ради надо отметить, что сама идея установки опорного подшипника у Shimano не новая - мы видели такое решение при ТО катушки Twin Power 1997 модельного года. Только тогда это был просто подшипник, без обозначения X-Ship. Однако, первое применение технологии X-Ship было в Shimano 10 Stella.

Привод толкателя шпули (бесконечный винт, вилочка бегунка, подшпульный узел). В безынерционной катушке 17 Twin Power XD, равно как и во всех моделях спиннинговых и карповых катушек, увидевших свет после 2014 модельного года, мы наблюдаем поднятие бесконечного винта вверх корпуса. Данная технология имеет фирменное название G Free Body и связана с некоторым смещением центра тяжести катушки назад, что улучшило балансировку снасти в комплексе, т.е. связки "удилище-катушка". Бесконечный винт опирается на 2 фторопластовые втулки, которые можно (и необходимо) заменить на шарикоподшипники.

Необходимо оговорить, что по мнению некоторых "специалистов", цитирую, "фирменные втулки лучше чем подшипник", "ресурс узла бесконечного винта на втулках намного выше, чем жизненный цикл катушки в целом" и тому подобное. Это в корне неправильно, т.к. общеизвестно еще по школьному курсу физики, что трение качения имеет намного меньшее сопротивление, чем трение скольжения. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем нашим заказчикам при малейшей возможности тюннинга втулок на подшипники их поставить. Это сказывается в положительную сторону как на ходе катушки, так и на ресурсе механизма, кто бы что ни говорил. 

Бегунок и вилочка, непосредственно являющиеся деталью, отвечающей за придание возвратно-поступательного движения шпули, выполнена стандартно, путем U-образной детали из алюминия. Данное решение как раз и задействовано с 2014 года, и связано с поднятием бесконечника вверх. Вилочка стальная, с тефлоновым покрытием (снижающим трение в точке контакта с бесконечным винтом), установлена на фторопластовую втулку и увы, не тюннингуется. Бегунок зафиксирован двумя стальными направляющими. Собственно, все стандартно, нареканий и претензий к узлу нет.

Шток шпули покрыт защитным покрытием, материал штока идентификации не поддается. Шпуля сидит на нем достаточно плотно.

Подшпульный узел основан из бронзовой оси-насадки , на котором монтируется сам подшпульный узел, состоящий из пластикового храповика с однонаправленными зубьями, служащего для работы трещотки фрикциона шпули. В подшпульном узлу установлен шарикоподшипник, на который кладутся шайбы для регулировки профиля намотки, а также на него же непосредственно устанавливается шпуля. То есть, данный подшипник служит опорой для шпули, снимая нагрузку с шайб. Вопросов к данному узлу нет.

Magnumlite RotorРотор. В данной генерации Твин Пауер применен ротор, похожий по форме на ротор от Shimano 16 Vanquish. Более того, материал, из которого сделан ротор 17 Twin Power, такой же точно, как и в 16 Ванквише. Материал Magnumlite (дословно: "легкий, как магний") является ни чем иным, как хорошо зарекомендовавшим себя карбоновым композитом Shimano Ci4+. Прочности его вполне достаточно для работы катушки такого класса. Ротор облегчен, из его "плеч" выбран лишний материал. Механизм откидывания дужки, монтировавшийся в более ранних моделях на том плече, где был ролик лесоукладывателя, теперь перенесен на противоположное плечо (в этом заключается одно из отличий от 15 TwinPower). Таким образом, инженеры Shimano частично решили вопрос с балансировкой ротора, облегчив его за счет выборки материала, а с другой стороны, тут же подгрузив другое плечо откидным механизмом. Нареканий данное решение опять-таки, не вызывает, дужка откидывается четко, без люфтов.

В плане откидывания дужки необходимо сказать об еще одной вещи. При проектировании 17 TwinPower XD инженеры производителя позаботились о том, что можно откинуть после заброса дужку обратно методом проворота рукояти катушки (почему-то на ум приходит аналогия с снятием проворотом рукояти карповой катушки с бейтраннера). Так, на корпусе для этого отдельной деталью смонтирован так называемый "трамплин" из пластика. Однако, если в катушках с бейтраннером данный механизм снятия с бейтраннера проектировался и не вызывает какого-либо значительного усилия и нагрузки, то в данном случае все как раз наоборот - усилие для сброса проворотом значительно. В связи с этим, мы категорически не рекомендуем пользоваться такой возможностью, потому как в данном случае повышается нагрузка на привод катушки (т.е. на шестерни), а также на механизм сброса дужки, так как необходимо приложить некоторое усилие. Лучше этого не делать, и закрывать дужку лесоукладчика рукой. Это простое действие значительно продлит жизнь вашей катушки.

X-ProtectОтдельно хотелось бы остановиться на реализации в 17 Твине защиты от внешних воздействий, выраженном в дальнейшей эволюции технологии Shimano Coreprotect - X-Protect. Собственно, в катушке применены обе эти технологии, перечислю их по-порядку.

  1. Резиновая шайба-пыльник на гайке фрикциона, значительно затрудняет попадание влаги и твердых частиц на фрикционный пакет шпули и шток. (Coreprotect)
  2. Сальник из резины на штоке, препятствующий попаданию влаги и пыли/песка внутрь механизма катушки. (Coreprotect)
  3. Две фигурных профилированных детали системы X-Protect, расположенных сразу под ротором и на обгонной муфте. За счет плотного прилегания шайбы и ответки друг к другу, плюс смазка жидким маслом, они создают барьер для попадания загрязнителей (X-Protect)
  4. Тонкий резиновый O-Ring (кольцо) между обгонной муфтой и корпусом катушки (Coreprotect)
  5. O-Ring на роторной шестерне, сразу же над опорным подшипником в корпусе. (дальнейшая реализация Coreprotect)
  6. Два O-Ring на направляющих бегунка бесконечного винта.
  7. Резинопластиковая прокладка в месте смыкания задней декоративной крышки и корпуса
  8. Еще один резиновый O-Ring на декоративной крышке, закрывающий с другой стороны место входа рукояти катушки. 

One Piece BailДужка и ролик лесоукладчика. Дужка в генерации катушки 17 модельного года выполнена из титана, покрытого защитным покрытием черного цвета. Дужка и ролик лесоукладчика изготовлен по классической концепции Shimano SR. Что касается ролика, то здесь необходимо отметить такой момент. Начиная с 2015 модельного года, производитель стал комплектовать свои катушки роликом лесоукладчика, выполненным по концепции One Piece Bail. Данная концепция заключается в том, что теперь Shimano сделало узел ролика лесоукладчика не разборным, как ранее, а интегрированным, т.е. все детали ролика объединены в один узел. Подшипник интегрирован в ролик, и закрыт опрессованными пластиковыми шайбами-втулками. Задумка производителя была реализовать защищенный от внешних воздействий ролик, но как показывает практика, решение получилось неудачным. Данное решение затрудняет сервисное обслуживание ролика и замену подшипника в случае его отказа или некорректной работы. Однако, дужка SR осталась, и узел можно тюннинговать, заменив этот узел на нормальный комплект DLC ролика с установочным комплектом на два подшипника от той же Shimano 10 Stella. За интегрированный ролик катушке минус.

Шпуля. Шпуля в катушке типа AR-C, облегченная. Из шпули выфрезерован на производстве весь лишний металл. Закрыта шпуля пластиковой крышкой со стороны гайки фрикциона. В шпуле установлен шарикоподшипник для снижения осевого люфта шпули и более свободного вращения. Это обычное решение в катушках среднетопового и топового классов Shimano, за это катушке плюс. . Фрикционный пакет состоит из трех металлических и трех карбоновых шайб, достаточно быстрый. На производстве, как обычно, фрикционный пакет был смазан "полугустой фирменной смазкой Шимано", и работал некорректно, с залипанием. Замена смазочного материала позволила фрикциону работать правильно, без залипания, как говорят рыболовы "не тупить".

Рукоять и кноб рукояти. Рукоять в Твине 17 года - алюминиевая, облегченная. Крепится она к катушке посредством ввинчивания ее в главную шестерню с той или с другой стороны. Данное решение, собственно, является стандартом от Shimano, применяется во многих катушках. Кноб рукояти выполнен из этилвинилацетата, также известном как EVA, оставляет приятные ощущения. Собственно, сама ЕВА монтируется на алюминиевой основе, и установлена на оси на два шарикоподшипника. Ход кноба плавный, приятный, из-за установленных подшипников. 

Тюннинг 17 Twin Power XD. Данную катушку можно тюннинговать. Рекомендуемый нами тюннинг - это заменить пластиковые втулки в опорах бесконечного винта на два шарикоподшипника. По желанию можно заменить интегрированный ролик лесоукладчика на ролик от Стеллы DLC типа с сверхпрочным алмазоподобным карбоном, установленным на два шарикоподшипника.

Аналоги. Аналогов данная катушка в принципе не имеет, так как Twin Power - это есть Twin Power. Если вы хотите не алюминиевый, а магниевый корпус, то имеет смысл рассмотреть возможность приобретения 16 Vanquish.

Выводы. У Shimano получилась очень хорошая катушка, проведена достаточно плодотворная работа по тюннингу 15 Твина. Так, была усилена реализация в защите от внешних воздействий, также проведен апгрейд дужки. Можно однозначно при наличии бюджета, рекомендовать катушку к приобретению и эксплуатации, при условии проведения предварительного ТО. Вместе с тем, в ней есть несколько узких моментов, описанных в данной статье, из-за чего мы не можем присвоить ей знак "Выбор Сервис-центра".

Фотогалерея ТО катушки Shimano 17 Twin Power XD C3000HG: