У нас в последнее время при написании обзоров как-то сложилась такая тенденция, что большую часть оных мы посвящаем катушкам производителя Shimano, незаслуженно обделяя других производителей. Отчасти это происходит из-за того, что (по нашему мнению) более-менее адекватные по цене-качеству катушки делает только Shimano (никоим образом не реклама какого-то конкретного бренда, просто у нас сложилось такое мнение исходя из опыта). Так, спиннинговые катушки производителя Daiwa, в которых широко применяется так называемая “паровозно-кулисная” кинематическая схема имеют свои “детские болезни”, выражающиеся одной фразой в “фирменном дайвовском рокотке”, что, соответственно, исключало данные катушки из рекомендуемыми нами.
Вместе с тем, в последнее время у Дайвы появилась новая концепция катушек, под общим названием LT (Light-And-Tough, что в переводе означает Легкая-И-Прочная), где Daiwa учла-таки свои ошибки в проектировании, сделали подгонку деталей намного лучше, чем несколько повысили надежность данной кинематической схемы. В данном обзоре мы хотим представить вашему вниманию достаточно бюджетную катушку, экземпляр которой попал в наш Сервисный Центр “Reels.in.ua”- Daiwa Fuego LT 5000D-C. По данному экземпляру можно судить и о всей серии, а также ответить на главный вопрос - действительно ли производитель улучшил механизм и стоит ли рассматривать ее при выборе?
Итак, по-порядку.
Технические характеристики катушки Daiwa 17 Fuego LT 5000D-C
Комплектация катушки:
Видеообзор Daiwa 17 Fuego LT 5000D-C:
Модельный ряд Daiwa 17 Fuego LT включает 10 моделей, с типоразмерами шпуль от 2000S до 6000D, с разной лесоемкостью и передаточным числом. Соответственно, данная катушка может быть применена и как в спиннинговой ловле (с малыми типоразмерами 2000 - 4000), так и при фидерной ловле (4000-6000). Данная классификация очень условна, каждый рыболов сможет выбрать себе катушку под свои предпочтения и условия ловли. Например, катушку в типоразмере 2000S оценят любители ультралайта, которые хотят в достаточно бюджетной серии (ок. 100 долларов +-) получить легкую катушку в 185 г, отлично балансирующуюся с легкими удилищами.
Как уже было сказано, катушка была выпущена в 2017 году по новой концепции Daiwa LT (Light-And-Tough) на вьетнамском заводе компании Daiwa. Внутренне, по строению механизма, это та же самая старая Daiwa, но уже с некоторой работой над ошибками, в корпусе из нового композитного материала. Катушки попали к нам новые, на предварительное ТО и тюнинг, надо отметить, что у новых катушек достаточно приятный ход, несмотря на наш скептицизм к паровозно-кулисной кинематической схеме (выражается в повышенном износе и внутренних люфтах, от чего ранее на катушках с небольшим сроком эксплуатации появлялся “фирменный дайвовский рокоток). Хочется отметить, что через некоторое время после поступления к нам попала Fuego LT 2500, с примерно годичным сроком эксплуатации, и мы были приятно удивлены отсутствием следов капитального износа, да и ход был достаточно неплохим. После ТО и некоторой регулировки ход улучшился. Так вот, по нашему мнению, Fuego LT - достаточно неплохая катушка в данном ценовом сегменте, и может рассматриваться к приобретению. Катушка получилась достаточно легкой, и в то же время с неплохим оснащением. Но, обо всем далее в статье.
Что же представляет из себя концепция Daiwa LT?
Перед началом собственно обзора, хотелось бы сделать краткую ремарку и рассказать коротко о данной концепции в Дайвовском катушкостроении.
С 2018 модельного года Daiwa решила несколько “убрать путаницу” в маркировке катушек, и плюс-минус привести соотношение размеров шпуль под стандарт Shimano, поскольку де-факто стало у рыболовов стандартом ориентироваться именно на шимановский типоразмер шпуль при определении размера корпуса и шпули, и условно, лесоемкости оных. Поскольку данная путаница в старых маркировках, например, 2004, 2504 и тому подобное не давала реального представления о размере и лесоемкости. Так вот, первое изменение в концепции LT по сравнению со старой - Размер корпусов и шпуль стал подобен (не полное соответствие, но близкое) к катушкам Shimano. Так, например, сейчас диаметр стандартной шпули Shimano 2500 составляет 46.5 мм, а Daiwa LT - 45 мм, у старой же Дайвы данный диаметр был 48 мм. Это как пример, на более крупных типоразмерах, например, 5000 маркировка старой Daiwa и Daiwa LT отличается еще более кардинально. То есть, резюмируя - первое отличие концепции LT - приведение типоразмера шпули +- к Шимановскому стандарту.
Второе отличие - это введенная новая маркировка типоразмеров катушек Daiwa серии LT. Теперь, как и у Shimano, в коде модели катушки зашифрованы ее ключевые особенности. Расшифровка новой маркировки LT концепции приведены в таблице:
Здесь мы видим, что Daiwa плюс-минус привела и кодификацию моделей в стиле Shimano, то есть рыболову разобраться в маркировке катушек стало намного проще.
Третье отличие концепции Дайва ЛТ - это применяемые в катушках облегченные корпусные материалы. Так, в бюджетных катушках применяется недорогой карбоновый композит DS5, в более дорогих сериях применяется Zaion (аналог Шимановского Ci4+). Например, тот же DS5 применяется и в рассматриваемой сегодня Daiwa Fuego LT, а также в Legalis LT и Exceller LT. Более того, карбоновый композит не только легче так называемых “обычных пластиков”, но и существенно легче. Собственно, легкие и прочные корпусные элементы и определяют в большей степени название новой концепции Light-And-Tough (Легкий-и-Прочный). Так, например, Daiwa Fuego (RealFour) 2500SH весит 260 г, а Daiwa 17 Fuego LT 2500 - всего 205 г, что указывает на серьезное снижение веса в новой концепции. 55 г - это серьезный показатель.
Из третьего отличия вытекает четвертое - компоновка механизма несколько изменилась, и габарит корпуса стал уменьшенным по сравнению с классической концепцией старой Дайвы RealFour. Для сравнения см фото - указана схематическая проекция Daiwa Exceller LT и Daiwa Exceller RealFour.
Пятым отличием концепции LT от RealFour - несколько измененная главная пара с другой геометрией зубьев, имеющая свое название Tough Digigear. Можно отметить, исходя из отработавшей уже год катушки (побывавшей у нас на ТО), что у нее не было характерного “дайвовского рокотка”, присущего предыдущему поколению RealFour.
Шестое отличие - это накручиваемая на главную шестерню рукоять катушки. Ранее в концепции Real Four применялась в катушках Daiwa классическая схема крепления - штоком через главную шестерню с фиксацией рукояти винтом с обратной стороны корпуса катушки. Сейчас же, в концепции LT, производитель применил решение с нескладной рукоятью, которая навинчивается на главную шестерню. У Shimano, в тех же 17 Complex, 17 Twin Power XD, 19 Vanquish, 19 Stradic, 09 Rarenium и тому подобное применялось другое решение - рукоять ввинчивалась в шестерню. Собственно, данное решение позволяло убрать паразитные люфты именно в креплении рукояти к шестерне, и что Шимановская, что Дайвовская концепция крепления одинаково справляются с задачей. Справедливости ради надо отметить, что у Shimano решение получилось эргономичней, ввинчивать рукоять удобнее, чем ловить резьбу при навинчивании оной у Дайвы.
После рассмотрения отличий старой и новой концепции в катушкостроении Daiwa, приступим, собственно, к обзору Daiwa 17 Fuego LT.
По традиции, рассмотрение составных частей катушки начнем с корпуса. Как уже писалось ранее в теоретической части статьи, нова Дайва ЛТ-концепции отличается применением в корпусных элементах новых облегченных материалов, в частности, в Фуего ЛТ производителем применяется недорогой карбоновый композит DS5 черного цвета. Данный корпусной материал соответствует названию концепции Light-and-Tough, являющийся легким и прочным одновременно. По ощущениям, корпус чуть тяжелее, чем Ci4+ от Shimano, но и одновременно, катушки в Ci4+-корпусах стоят намного дороже, поскольку класс катушке в шимановских карбоновых корпусах по линейке производителя выше.
Собственно корпусом (корпусным элементом, в котором расположены детали механизма катушки) является деталь с лапкой. Обе крышки - и крышка корпуса, и задняя крышечка - выполнены из того же материала DS5. Корпус собран достаточно плотно, без видимых люфтов, качество подгонки нареканий не вызывает.
Шестерни. Катушка реализована по классической Дайвовской кинематической схеме с тремя шестернями и паровозно-кулисной подачей шпули. По такой же схеме реализуется подавляющее большинство спиннинговых катушек Daiwa (включая топовые Exist), за исключением некоторых моделей, например, Daiwa TD Aegis.
После корпуса перейдем к рассмотрению привода катушки, т.е. к шестерням. Главная шестерня выполнена по новой концепции Tough Digigear, с несколько измененной геометрией зуба для обеспечения, по заявлению производителя, более плотного зацепа между зубьями. Она изготовлена из кованного алюминия с вставкой внутри оси из нержавеющей стали с резьбой, для навинчивания на нее рукояти катушки. Опирается главная шестерня на 2 закрытых шариковых подшипника по обеим сторонам корпуса катушки.
Роторная шестерня - латунная, и также опирается на 2 шарикоподшипника, один из которых - под обгонной муфтой, а второй - по аналогии с Shimano X-Ship - опорный в корпусном выступе. То есть, Daiwa наконец-то реализовала аналог X-Ship в своих катушках, за что ей несомненный плюс (и Дайве, и катушке :) ). Это решение снижает нагрузку трением на корпусной выступ, что также уменьшает паразитные люфты, появляющиеся при “разбитии” корпусной посадки роторной шестерни. Это - одна из причин появления “фирменного дайвовского рокотка” на катушках по старой концепции RealFour. Верхний подшипник роторной шестерни, расположенный сразу под обгонной муфтой, зафиксировано от торцевых люфтов прижимной шайбой. Подобное же решение, применяемое у Дайвы и ранее, мы сейчас можем наблюдать и в последних поколениях катушек Shimano.
Паразитная шестерня у Daiwa 17 Fuego LT выполнена также из кованого алюминия, расположенная на корпусном выступе на шариковом подшипнике. Между корпусом и паразитной шестерней расположена для уменьшения трения и износа прокладочная шайба из нержавеющей стали. На выступе паразитной шестерни, приводящим в движение деталь с S-образным пазом на штоке шпули, располагается маленький резиновый O-Ring, который уплотняет контакт паза с выступом, и делает ход данного узла более плавным и препятствует износу. Решение хорошее, применялось и в поздних катушках старой концепции.
Узел толкателя шпули (деталь с S-образным пазом) выполнен из алюминия, зафиксирован от торцевых люфтов двумя стальными направляющими. Шток шпули изготовлен из нержавеющей стали, вместе с тем он достаточно легкий. Собственно, здесь все более-менее стандартно для паровозно-кулисной схемы. Примерно то же можно наблюдать и в тех же Shimano 13 Nasci, Shimano 16 Nasci, а также в катушках Дайвы и других производителей.
Обгонная муфта в Фуеге ЛТ - классическая Дайвовская, производства Koyo, оснащенная переключателем разблокировки обратного хода, чего сейчас лишены все спиннинговые катушки от Shimano. Обгонка неразборная и не обслуживаемая до конца, в отличие от тех же Шимановских обгонных муфт старого и нового типа. Справедливости ради надо отметить, что разборную, т.наз. “дисковую”обгонную муфту мы видели только в одной катушке от Дайвы - карповой Daiwa Emcast Spod’n’Mark.
Обгонная муфта оснащена системой “защиты от внешних воздействий”, имеющим собственное маркетинговое название Mag Sealed. Почему это понятие взято в кавычки - потому что, сколько нам не попадалось катушек с подобной защитой, мы можем сказать, что от нее результатов по защите механизма нет. Да и реализация данной защиты оставляет желать лучшего: в крайней пришедшей нам на ТО Fuego LT, данная феррожидкость вообще разлилась по установочному корпусу обгонной муфты, т.е. она не работала. А учитывая ее повышенную абразивность, попадание ее в обгонную муфту вызовет преждевременный износ узла. Таким образом, Маг Силд - это ни что иное, как просто маркетинговый ход производителя катушки, призванный за счет применения “инновационных решений” повысить стоимость катушки для покупателя. Данную жидкость лучше сразу вымыть и заменить гидрофобным маслом, которое будет препятствовать попаданию влаги в обгонку и в корпус, тем более, что крышка обгонной муфты, в которой располагается магнит и феррожидкость, закрыта прижимной шайбой, как и верхний подшипник роторной шестерни.
Еще несколько слов хотелось сказать о корпусе, и перейти уже к рассмотрению ротора катушки и его составляющих. Подроторное пространство катушки содержит по его периметру надпись Mag Sealed на металлизированном фоне. При вскрытии катушек выяснилось, что это - всего лишь наклейка, приклеенная на что-то вроде скотча. Как показала практика, наклейка рано или поздно отклеивается и является источником трущегося звука. При проведении ТО мы приклеили ее обратно на спецклей, и закрыли эту проблему.
Собственно, ротор у Daiwa 17 Fuego LT классического дайвовского типа Air Rotor (облегченный, с так называемыми “дугами” и выборками внизу), выполнен из того же карбоново-композитного материала, что и корпус, что делает его легким. Механизм откидывания дужки лесоукладывателя выполнен на витой пружине, что в сравнении со старыми реализациями, на пружине булавочного типа, делает его более надежным. Данный узел находится в том же плече ротора, где и ролик лесоукладывателя. Дужка стандартная, полая, выполнена из нержавеющей трубки. Ролик лесоукладывателя ступенчатый, изготовлен из покрытой никелем латуни, - стандартное решение Daiwa, вращается на втулке (подлежит тюнингу с установкой ролика Fuego LT на подшипник). Гайка ротора закрыта резиновой пробкой (решение, подсмотренное как элемент Coreprotect у Shimano, за это катушек плюс.
Подшпульный узел. Здесь Fuego LT не предложила ничего нового, обычный стандартный подшпульник Daiwa с пружиной трещотки в нем. Единственный момент - в подшпульном узле находится надетый на шток шарикоподшипник для облегчения центровки и вращения шпули. Ответка-храповик трещотки шпули находится именно в шпуле, здесь для Дайвы все стандартно.
Шпуля облегченная, алюминиевая. Фрикционный пакет состоит из 3 фетровых и 3 алюминиевых шайб. Шпуля оснащена пластиковой клипсой интересной трапециевидной формы, а также имеет проточки в “юбке” для снижения веса.
Рукоять у Fuego LT не складная, изготовлена из алюминия. Рукоять переносится отдельно и приводится в рабочее положение навинчиванием ее на вал главной шестерни (у катушек Shimano рукоятка ввинчивается в шестерню). Кноб рукояти - Т-образный, разборной, с завода установлен на двух пластиковых втулках.
Тюнинг Daiwa 17 Fuego LT. Данная катушка поддается тюнингу, что выражается в возможности установки ролика лесоукладывателя на шарикоподшипник (с изготовлением нового установочного комплекта шайб и ограничителей), а также установки двух шарикоподшипников вместо втулок в кноб рукояти.
Аналоги. Если рассматривать по механизму, то аналогом может являться те же 13 Nasci и 16 Nasci, а также вся линейка Shimano с паровозно-кулисной кинематической схемой. Также, аналогами являются катушки Mitchell. Если смотреть аналогию не только по механизму, но и по весу, то аналогом можно считать тот же Ryobi Slam.
Выводы. Daiwa 17 Fuego LT - достаточно интересная в своем ценовом диапазоне катушка. За счет примененных решений и легкого корпуса (что для бюджетной катушки достаточно нехарактерно), в бюджете около 100 долларов, Дайва Фуего ЛТ становится достаточно неплохим выбором для спиннинга или легкого фидера (в крупных типоразмерах шпули). Из-за конструктивных просчетов и паровозно-кулисной кинематической схемы знак не присваиваем, но в принципе, можем рекомендовать присмотреться к данной катушке при выборе оснащения для спиннинга и легкого фидера, особенно просле проведения предварительного ТО с тюнингом, который убирает некоторые конструктивные недостатки - особенно, установка ролика лесоукладывателя на подшипник.
Фотогалерея катушки: