“Дайва, ты ли это???!!!” (вместо эпиграфа)
Я не случайно вынес именно эти слова в эпиграф данного обзора карповой катушки Daiwa Emcast Spod’N’Mark, так как по нашему опыту вскрытия и проведения технического обслуживания катушек этого производителя, в них применяются много очень спорных с точки зрения надежности механизма технических решений. В частности, те же обгонные муфты у Daiwa уменьшенные, типа Koyo, неразборные, плюс к этому Дайва очень любит посадить узлы и детали на фторопластовые втулки, да еще и на нестандартную посадку, что делает невозможным какой-либо тюнинг катушки. Особенно это заметно в спиннинговом сегменте Daiwa, с проявлением после непродолжительного времени использования “фирменного дайвовского рокотка”, что есть абсолютно ненормальным для работы механизма.
В карповом сегменте Дайвы дела обстоят получше, но опять-таки, в большинстве катушек второстепенные узлы (бесконечный винт, ролик лесоукладывателя, например) установлены на те же пластиковые втулки, имеются люфты, и устанавливается та же маленькая обгонная муфта. Иногда конструкции катушек данного производителя переусложнены (например, Infinity-X), что, впрочем, не отражается на ходе. Надо отметить, что карповый сегмент Daiwa в основной своей массе отличается бОльшей надежностью, чем спиннинговый, но далеко не всегда (например, элитный Daiwa Tournament Basiair 45QD оставил о себе крайне противоречивые, и, можно даже сказать, негативные впечатления). И вот, при вскрытии Emcast Spod-N-Mark 5000, мы в Сервис-центре “Reels.in.ua” были готовы увидеть еще одну в очередной раз рестайлинговую Дайву, но механизм Спод-Н-Марк стал для нас просто шоком. И слова, вынесенные в эпиграф, и вырвались у нас с сервисником одновременно.
Итак, по-порядку.
Технические характеристики Daiwa Emcast Spod’N’Mark:
Комплектация катушки:
Видеообзор карповой катушки Daiwa Emcast Spod’N’Mark:
Собственно, Эмкаст Спод-Н-Марк обладает достаточно приятным ходом, с быстрой подачей шпули и намоткой “крест-накрест”, в отличие от того же семейства Shimano Ultegra (куда, в-принципе, можно отнести и катушки Power Aero и Aero Technium MgS из-за однотипного устройства механизма), в котором реализованы различные вариации медленной подачи шпули. Emcast построен по классической схеме катушек с тремя шестернями и бесконечным винтом с нижним расположением оного. Катушка, как уже видно из названия, разработана чисто для карповой ловли, для применения в качестве сподовой и маркерной. Снабжена двумя шпулями, на которую может быть намотана сподовая оснастка, на вторую - маркерная.
По традиции, начнем рассмотрение составных частей катушки Daiwa Emcast Spod’N’Mark с корпусных элементов. Корпус в данном Эмкасте пластиковый, обычный черный прочный пластик, чем-то напоминающий недорогой корпусной композит XT-7 от Shimano (аналог), причем собственно корпусом (элементом, где располагаются детали механизма) является часть с лапкой. Крышка корпуса выполнена из того же пластика. Посадки подшипников и втулок в Эмкаст Спод-н-Марк достаточно плотные, подшипники из посадок не выпадают, подогнан корпус плотно. Необходимо отметить, что, в отличие от Emblem 5000LD QDA, нижний подшипник главной шестерни вставляется классическим методом, изнутри корпуса, а не снаружи, как на Эмблеме. По нашему мнению, классический метод установки подшипника добавляет дополнительную опору и не дает появляться торцевому люфту подшипника, что положительно сказывается на плавности и точности механизма.
Шестерни. Как уже говорилось ранее, Daiwa Emcast Spod’N’Mark выполнена по классической схеме Daiwa с бесконечным винтом (или по схеме Shimano с бесконечным винтом до 2014 модельного года), то есть привод катушки основывается на трех шестернях. Вследствие чего (т.к. отсутствуют замедлительные шестерни) подача шпули стандартная, и намотка лески/шнура идет “крест-накрест”.
Главная шестерня выполнена из алюминия, судя по массе шестерни и плотности его - кованая, затем обработанная. Шестерня опирается на два шарикоподшипника. Роторная - бронзовая, на одном подшипнике над обгонной муфтой. Имеет внизу выступ, которым заходит в корпусной выступ под шестерню, тем самым создавая более надежную опору, чем тот же Windcast (подшипника опорного снизу роторной шестерни нет). Паразитная шестерня - пластиковая, по ощущениям из того же композита, что и корпус.
Узел подачи шпули (бесконечный винт, бегунок, шток). Бесконечный винт стальной, опирается (внезапно!) на 2 шариковых подшипника по обеим сторонам бесконечника! (восклицание, выведенное в эпиграф!) Такое решение в карповой Дайве среднего ценового диапазона мы видим впервые, что сразу же выводит класс катушки (по нашему мнению) намного выше, чем прочие. Причем спереди бесконечный винт опирается как на подшипник, так и на втулку, которую можно протюнинговать на второй подшипник. Бегунок выполнен из алюминия, ходит на двух стальных направляющих, т.е. раскреплен в двух точках, уменьшая люфт. Вилочка бегунка на втулке, не тюнингуется. Шток выполнен из нержавеющей стали.
Обгонная муфта. И снова восклицание, выведенное в эпиграф! Дело в том, что после снятия ротора обнаружилось, что вместо маленькой и хлипкой, как для карповых катушек обгонной муфты производства Koyo (так называемой “дайвовской” обгонки), установлена разборная мощная дисковая обгонная муфта, аналогичная обгонным муфтам Shimano! Обгонка крупная, на 8 роликов, надежно удерживающая роторную шестерню от проворота, с хорошим запасом прочности.
Переключатель обгонки присутствует, выведен через верх корпуса назад катушки, по классической Дайвовской схеме. Тяга переключателя, проходящая через корпус - пластиковая. В крышке обгонной муфты установлен подшипник роторной шестерни, закрепленный тремя стопорными винтами. Обгонная муфта в сборе крепится к корпусу на 4 длинных винта, и надежно зафиксирована в корпусе.
Особенность конструкции: в подроторном пространстве, непосредственно на смыкании обгонной муфты и корпуса, находится силиконоподобный кольцевой уплотнитель, имеющий двойное назначение: во-первых, он препятствует попаданию крупных загрязнителей под ротор, а во-вторых - имеет проточку для блокировки ротора при забросе. Решение крайне интересное, мы видели подобное у карповых катушек производства Penn - в частности, в Affinity 8000 LTD и Affinity II 8000 LC LL - только, в Penn оно немного по-другому реализовано.
Ротор в Emcast Spod’N’Mark классический, усиленный, выполнен из того же черного пластика, что и корпус, не облегченный, как Airotor у той же Emblem 5000LD QDA. Механизм откидывания дужки стандартный, на витой пружине, нареканий на него нет, откидывается четко, не затормаживает; находится в том же плече, что и ролик лесоукладывателя. Дужка лесоукладчика крепится на осях в плечах ротора через латунные втулки, которые при нормальной смазке узла значительно уменьшают коэффициент трения и износ посадок дужки. Собственно, дужка стандартная Daiwa, трубчатая, переходящая в опрессованный на ней корпус ролика. Ролик лесоукладывателя также стандартный дайвовский, ступенчатый, изготовлен из бронзы, вращается на двух втулках.
Подшпульный узел с трещоткой - опять-таки, стандартный Daiwa, с пружинкой как элемент трещотки. Храповик трещотки, как и водится у этого производителя, интегрирован в шпулю. В корпусе подшпульного узла, ниже пружинки трещотки, устанавливаются регулировочные шайбы для регулировки профиля намотки на шпуле.
Как и принято у карповых катушек, еще одним элементом подшпульного узла Эмкаст Спод-энд-Марк является противозахлестная “шторка”, препятстующая попаданию лески или шнура под шпулю. Шторка четырехлучевая, пластиковая (пластик тот же, что и на корпусных элементах). На концах направляющих, как и заведено у Дайвы, надеты небольшие резиновые кольца, уменьшающие люфт шторки за счет плотного прилегания к рельсам. Решение с O-Ring-ами, по нашему мнению, намного эффективнее борется с шумом и люфтом шторки в рельсах, чем решение от Shimano, где на направляющих либо ничего нет, либо надет тонкий термоусадочный материал.
Шпуля. Изготовлена из алюминия, покрыта защитным покрытием. Spod’N’Mark комплектуется двумя шпулями, что, в принципе, логично. На одну шпулю наматывается сподовая оснастка, на вторую - маркерная. На каждой шпуле установлено по одной металлической клипсе. Фрикционный пакет состоит из 2 алюминиевых и 3 фетровых шайб. Третья металлическая шайба - она же крышка фрикционного пакета с трещоткой гайки фрикциона - стальная, чашеобразная, как и принято у Дайвы. Гайка фрикциона (внезапно!) разборная, обслуживаемая.
Рукоять. Складная, алюминиевая, с Т-образным кнобом. Кноб рукояти опрессован напрямую на ось, что не есть очень хорошо, поскольку кноб со временем “разбалтывается” от трения. Рукоять складывается и раскладывается путем привинчивания винта с обратной стороны катушки.
Недостатки катушки. Если собрать в одном списке те моменты, которые нам не понравились в Daiwa Emcast Spod’N’Mark, то недостатки в катушке следующие:
Тюнинг. В отличие от других карповых (а, тем более, спиннинговых) Дайв тюнинг Spod’N’Mark возможен, и с его помощью закрывается минимум один ключевой момент в недостатках:
Аналоги. В принципе, прямым аналогом Daiwa Spod’N’Mark является Shimano Ultegra 14000 XTD Spod. Отличиями является медленная подача шпули (намотка “виток к витку”), более расширенный тюнинг, а также комплектация всего одной шпулей. В принципе, если у вас есть рабочий комплект Ultegra 14000 XTD, и у вас есть возможность выделить одну запасную шпулю из комплекта рабочей катушки (комплектуется двумя шпулями) для маркерных целей, то данное отличие нивелируется.
Выводы. Катушка нам понравилась за примененные в ней технические решения, и за достаточно хороший механизм, не лишенный, впрочем, некоторых недостатков. В принципе, мы можем рекомендовать данную катушку к приобретению, как альтернатива Ultegra SPOD XTD, если вам необходимо две шпули “из коробки”. За примененные в катушке неожиданные технические решения, увеличивающие надежность механизма, мы присваиваем ей наш знак “Выбор Сервис-центра”.
Фотогалерея катушки: