С самого начала ведения нами сервис-блога мы придерживаемся одной традиции - публиковать обзоры актуальных моделей катушек сразу же после появления их у нас на проведение технического обслуживания катушки. Делаем мы это для того, чтобы рыболовы, рассматривающие приобретение той или иной присутствующей на рынке катушки, получали максимально точную и правдивую информацию о внутреннем устройстве, преимуществах и недостатках конструкции и механизма, и принимали решения о приобретении той или иной модели, основываясь на фактах, а не на пиар-мероприятиях, связанных с появлением оных на рынке. Так, ранее у нас были проведены обзоры 17 Twin Power XD, 17 Complex, 17 Ultegra, а также линейки Ultegra в карповом сегменте - моделей Ultegra 14000 XTD и Ultegra Ci4+ 14000 XTC, о чем вы можете прочитать в соответствующих статьях.
Вот, буквально неделю назад к нам пришла на ТО новинка 2018 модельного года - карповая катушка Shimano PowerAero 14000 XTB. Появлению этой катушки на нашем рынке предшествовала мощная рекламная кампания, ее позиционировали как идеальную катушку для карповой ловли с быстрым фрикционом. Естественно, что нам очень интересно было как можно скорее провести ее вскрытие, обзор, изучить возможность тюнинга, и просто составить свое мнение как сервисников, и поделиться нашими выводами и рекомендациями со всеми рыболовами, кто планирует покупать себе Пауэр Аэро, стоит ли это делать?
Итак, по-порядку.
Технические характеристики катушки Shimano Power Aero 14000 XTB:
Комплектация катушки:
Видеообзор Shimano Power Aero 14000 XTB:
Собственно, PowerAero - серфовая катушка типа Big Pit, со шпулей типа Long Cast, которая предназначена для морской ловли. На наших просторах она позиционируется как карповая катушка, оснащенная сверхбыстрым фрикционом, с облегченным корпусом и механизмом, что составляет конкуренцию катушке в карбоновом корпусе семейства Ultegra. Судя по шильдику на лапке, катушка разработана и произведена в Японии.
Что хотелось бы отметить. Честно говоря, ожидали большего. Механизм сбит неплотно, в катушке появились после 2 карповых рыбалок паразитные призвуки и какой-то рокоток. Вскрытие показало, что в катушке практически не было смазки! Главная шестерня, бесконечный винт, роторная шестерня сухая. Таким образом, работа механизма шла полностью на сухую, без смазки, и это, вкупе с некоторыми конструкционными недостатками, которые будут рассмотрены позднее, привело к несколько некорректной работе катушки уже после 2й карповой сессии. Скажу, что предварительное ТО могло бы существенно замедлить этот процесс, т.к. была бы нанесена нормальная смазка, и особенно - в ключевые узлы катушки. Можно было бы сказать, что это один экземпляр, но такое же мы наблюдали и во второй почти новой катушке. Можно с уверенностью говорить, что это явление - “конструкционный просчет инженеров, над которыми одержали победу маркетологи” (с) Юрий. Да, маркетологи хотели преподнести миру облегченную до предела карповую катушку, добавив в нее пару интересных с точки зрения и рыболовов, и сервисников, решений. Но, в данном случае - не получилось. Идея была хорошая, а реализация… Ну, вы понимаете.
Начнем рассмотрение составных частей катушки, дабы по порядку разобраться с плюсами и минусами Power Aero.
По традиции, начинаем обзор с корпуса. Производитель заявляет, что в PowerAero применена технология постройки корпуса HAGANE Body, что, по заявлению того же производителя, предполагает цельнометаллические корпусные детали. Однако, корпус данной катушки - фактически составной, то есть, собственно корпус (где располагаются детали механизма) - пластиковый, похож по массе на композит XT-7. Крышка корпуса - деталь с лапкой - металлическая, из алюминия. Задняя крышка - пластик, похожий по массе на композит Ci4+. Здесь мы уже видим несоответствие заявленным характеристикам. На той же спиннинговой 17 Twin Power XD - корпус действительно Hagane, т.к. цельнометаллический. В Shimano Power Aero - нет. Хотя, идея сделать крышку металлической более чем правильная, т.к. при вываживании именно на лапку катушки приходится одна из основных нагрузок механизма, за это катушке плюс.
В корпусе применены фирменные технологии G Free Body и Parallel Body. Первая реализована поднятием бесконечного винта вверх корпуса, что сместило центр тяжести назад, и улучшила баланс. Вторая - сделала расположение шпули параллельно бланку удилища для более равномерного схода лески. Данные технологии применяются в шимановском катушкостроении с 2014 года, вопросов к ним, собственно, нет.
Отдельно хотелось бы сказать о посадках подшипников главной шестерни в корпусе. В видеообзоре на канале нашего Сервис-центра Reels.in.ua было показано, что посадки уже изначально увеличены, разница между диаметром наружного кольца подшипника и посадки в корпусе составляют 0,05 мм. Это достаточно для того, чтобы при разборке катушки подшипник выпал. Более того, данная разница не обеспечивает надежную фиксацию подшипника в корпусе, равно как и работу подшипника. Из-за такой разницы внешнее кольцо будет проворачиваться, и разбивать далее посадку, ухудшая ход. Это - конструкционный дефект. Вот за него - жирный минус надежности катушки в целом. Но и это еще не все.
Продолжим рассмотрение механизма с шестерен. В катушке, по концепции G Free Body находится 5 шестерен, из них две планетарные, т.е. 2 в 1, то есть, строго говоря, шестерен 7. Шестерни выполнены по концепции Hagane Gear, с увеличенной точкой контакта между главной и роторной шестерней. Главная выполнена из алюминиевого сплава, покрыта анодировочным защитным покрытием. Главная шестерня облегчена, по сравнению с теми же главными шестернями Ultegra 14000 XTD или Ci4+ 14000 XTC, главная шестерня более легкая. Роторная шестерня выполнена из бронзы. Две планетарки, передающие вращение на бесконечный винт, пластиковые, полиамидные. Они же играют роль замедлителей подачи шпули, по примененной в катушке технологии Super Slow 5, которая выражается в медленной подаче шпули для намотки “виток к витку” для более дальних заброосов. Паразитная шестерня, которая непосредственно насажена на бесконечный винт, алюминиевая. Главная пара шестерен - Основная и Роторная - каждая опирается на 2 шариковых подшипника по концепции X-Ship.
Собственно, претензия здесь одна - это очень уж сильное облегчения привода катушки, т.е. главной шестерни. Для катушки с заявленной мощностью, такое решение более чем спорное, т.к. привод лишен того запаса прочности, что делает карповую катушку карповой. Повторюсь еще раз, что маркетологи постарались сделать супер облегченную карповую катушку. Они это сделали, но в ущерб надежности (см. предыдущий раздел по поводу посадок подшипников).
Подшипники. Все 8 шариковых подшипника закрытого типа. Подшипники достаточно хорошего качества, претензий к ним нет. Расположение подшипников следующее: 2 - главная шестерня, 2 - роторная шестерня (X-Ship), 2 - кноб рукояти, 1 - ролик лесоукладывателя, 1 - задняя опора бесконечного винта. Последнее является странным, т.к. есть возможность установить еще 2 подшипника в переднюю опору бесконечника. Если бы посадка была бы нестандартной, то установка одного назад является оправданным решением, а так есть возможность тюнинга.
Узел подачи шпули (шток, бегунок, бесконечный винт). Катушка Shimano Power Aero 14000 XTB оснащена, применительно к рассматриваемому узлу, двумя технологиями замедления подачи шпули - Aero Wrap II и Super Slow 5. Первая реализована в концепции шестерен со сниженным передаточным числом, а вторая - в шестернях и нарезке узла бесконечного винта, которая осуществляет плавную подачу шпули для намотки “виток к витку”. Собственно, в этом узле так же коснулось стремление производителя облегчить катушку. Шток выполнен из алюминия, покрытого защитным покрытием; бесконечный винт из того же материала. Направляющие бегунка - также алюминиевые; корпус бегунка, который передает через вилочку толкающее усилие на шпулю, также алюминиевый, зачем-то покрыт черной защитной краской. В Ультеграх и их семействе (куда также входить Aerlex и Speedcast), этот узел не покрыт, просто из алюминия.
По нашему мнению, для карповой катушки, испытывающей достаточно серьезные нагрузки при ловле, забросах и вываживании, применение облегченных материалов в штоке, бесконечном винте и направляющих, снизило надежность механизма катушки. Понятно, когда такие материалы и такое решение используется на спиннинговых катушках, предназначенных для ловли УЛ-приманками не выше 6 грамм, например, на Shimano 09 Rarenium Ci4, но на карповых такого быть не должно.
Обгонная муфта: стандартная дисковая, разборная от Shimano, обслуживаемая. В отличие от спиннинговых облегченных обгонок, которые пошли в серию с 2015 года, в карповых катушках обгонная муфта стандартная, на 8 роликов. Обгонная муфта сбоку закрыта резиновым защитным кольцом, препятствующим попаданию в нее загрязнителей из-под ротора. Переключатель, отключающий стопор, присутствует, чего с 2015 года нет на спиннинговых катушках.
Ротор. Как и водится в катушках с уменьшенным весом, ротор в ПауэрАэро облегченный, выполненный из карбоново-полиамидного композита Ci4+. Для облегчения веса на плече ротора, противоположном ролику лесоукладывателя, сделана проточка, т.е. выбран излишний материал. Подобное решение применено и на роторе 14000XTC, но там выборка не такая большая, ротор более “монолитен”. Механизм откидывания дужки лесоукладывателя расположен в том же плече ротора, где и ролик лесоукладчика. Механизм стандартный, основан на двух тягах и витой пружине. Собственно, к ротору претензий нет, обычный облегченный ротор.
Отдельно хотелось бы остановиться на том, что производитель заявил, что в катушке применена технология защиты механизма от внешних воздействий X-Protect. ПО сравнению с реализацией методом двух дисковых деталей у спиннинговой 17 Twin Power XD, в данной катушке, окромя резинового сальника (О-ринга) под обгонной муфтой, а также резинового кольца, закрывающего обгонную муфту, никаких элементов, защищающих от воздействия от внешней среды, не имеется. Таким образом, это либо ошибка в описании производителя, либо введение в заблуждение покупателей-рыболовов.
Подшпульный узел. Стандартный в карповых катушках семейства Ultegra, модельных рядов с 2014 года; состоит из пластикового “храповика”, который отвечает за трещотку шпули, в нем же заложены регулировочные шайбы профиля намотки лески. Подшпульник оснащен шторкой, препятствующей попаданию лески под шпулю. Судя по массе, шторка выполнена из материала Ci4+. Движется по двум направляющим, немного шумит при вращении. Это стандартный момент у катушек, которые оснащены шторкой. Необходимо следить за тем, чтобы направляющие не загрязнялись пылью и прикормкой. После каждой рыбалки мы рекомендуем снимать шпулю и шторку, чистить данный направляющие ватными палочками, смоченными в уайт-спирите и наносить немного густой смазки.
Шпуля. Шпуля у ПоверАэро выполнена из холоднокованного алюминия, тип шпули - AR-C, со скосом переднего бортика для свободного схода лески во время дальних забросов. Шпуля оснащена одной металлической клипсой круглой формы, подпружинена.
Катушка оснащена супербыстрым фрикционом. За это отвечает фрикционный пакет, состоящий из трех металлических (алюминий) и трех твердых, полиамидных фрикционных шайб, как и в Ультегре 14000 ХТС. Из положения Сигнализатор до полностью затянутого фрикциона необходимо сделать примерно четверть оборота.
Дужка и ролик лесоукладчика. В данной катушке мы видим достаточно редкое для карпового сегмента у Shimano явление - производителем была установлена цельнотянутая стальная дужка типа SR. Это - несомненный плюс, поскольку цельнотянутая дужка минимизирует количество задиров от шнура на дужке, и делает сход лески или шок-лидера на ролик наиболее плавным, т.е. минимизирует вероятность появления пропилов на дужке или корпусе ролика лесоукладывателя. Однако, сделав положительное решение, Shimano тут же перечеркнуло его роликом. Да, ролик в Shimano Power Aero 14000 XTB на подшипнике, но он неразборной, интегрированный. Вот это - несомненный минус, т.к. нет возможности его разобрать и обслужить. Подшипник просто запрессован в ролик лесоукладывателя.
При отказе либо некорректной работе подшипника (а, учитывая, что спиннингист от дождя может спрятаться, а карповые катушки стоят на родподе при любой погоде, 24/7), происходит его подклинивание вследствие попадания загрязнителей, и высока вероятность пропила ролика лесоукладывателя. В нашей практике был случай отказа подшипника в интегрированном ролике в спиннинговой катушку Shimano 15 Twin Power 4000 PG, правда, удалось в том случае найти запчасти и перебрать ролик, установив там разборной ролик от 11 Твина. В случае с карповыми катушками, ввиду отсутствия запчастей, замена ролика является затруднительной.
Рукоять. Рукоять в PowerAero - алюминиевая, облегченная, аналогична Ультегре Си4+ 14000 ХТС. Рукоять монтируется к главной шестерне путем ввинчивания, что минимизирует в некоторой степени люфт. Однако, здесь надо учитывать, что главная шестерня облегчена, и не имеет стальной вставки с резьбой. Закручивать ее надо аккуратно, не перетягивая. Кноб рукояти резинопластиковый, установлен на 2 шарикоподшипника.
Тюнинг катушки. PowerAero 14000 XTB поддается тюнингу, можно в ней установить 2 дополнительных шариковых подшипника на переднюю опору бесконечного винта, тем самым, сняв несколько нагрузку трением на этот узел.
Аналоги. Практически полным аналогом Shimano Power Aero 14000 XTB является, как ни странно, Shimano Ultegra Ci4+ 14000 XTC. Собственно, можно с уверенностью сказать, что Пауэр Аэро является ни чем иным, как тюнингованной версией 14000 XTC, однако, по нашему мнению, заводской тюнинг на пользу в данном случае не пошел. Другим аналогом - более тяжелым, но и более мощным, является та же Ультегра 14000 ХТД.
Выводы. После всего вышеизложенного, возникает совершенно закономерный вопрос - рекомендуем ли мы к покупке данную катушку? Рассмотрев строение механизма, конструктивные особенности, взвесив все за и против, можем однозначно сказать - нет, не рекомендуем. Облегченная конструкция до предела в ущерб прочности, увеличенные с завода посадки подшипников, интегрированный ролик лесоукладчика, облегченность механизма в целом… Более того, еще и цена катушки очень высокая.
Давайте сравним. Для примера мы возьмем цены одного известного украинского интернет-магазина, и для корректного сравнения переведем цены в доллары по курсу НБУ. Так, стоимость Shimano Power Aero 14000 XTB составляет ориентировочно 365 долларов. Стоимость Shimano Ultegra Ci4+ 14000 XTC составляет 265 долларов (за 24 доллара проводится предварительное ТО и тюнинг, итого катушка в тюнингованном виде будет стоить 289 долларов). Более того, механизм в XTC еще и с запасом прочности.
Как еще одну альтернативу в более низком ценовом сегменте рекомендуем рассмотреть Shimano Ultegra 14000 XTD, цена которой составляет примерно 185 долларов. В XTD можно провести ТО, тюннинг, с переделкой ролика лесоукладчика на подшипник, а также реализацию быстрого фрикциона методом замены шайб. Цена данной манипуляции (предварительное ТО, тюнинг и быстрый фрикцион на обеих шпулях) будет составлять 34 доллара за катушку. Итого, полностью тюнингованная XTD обойдется примерно в 214 долларов. Выводы, как говорится, очевидны.
Фотогалерея катушки: