Данным материалом хотелось бы продолжить традицию обзора карповых катушек. Делая небольшое лирическое отступление, считаем необходимым отметить, что изначальной ориентировкой профиля деятельности нашего сервисного центра было ТО, настройка, ремонт и тюннинг именно катушек карпового сегмента - как специализированных карповых с системой Baitrunner и его аналогов, так и серфовых, адаптированных рыболовами-карпятниками для наших условий ловли. Также, Сервисным центром Reels.in.ua разработаны методики тюннинга карповых (впрочем, и спиннинговых) катушек, выражающиеся в установке дополнительных подшипников в механизмы катушек вместо втулок, при наличии технической возможности.
В нашем сегодняшней статье фигурирует катушка, ставшая де-факто среднебюджетным стандартом в карповой ловле. Мы с гордостью представляем вам обзор Shimano Ultegra 14000 XTD, модельной генерации 2016 года, ставшей, по нашему мнению, практически идеальной катушкой по соотношению "цена-качество" в карповой ловле. Единственный момент - эта катушка направлена на любителей ловли с так называемым "быстрым фрикционом", т.е. катушка не оснащена системой Бэйтраннер, но регулировка затягивающего усилия фрикциона выполняется за половину оборота гайки фрикционного тормоза.
После проведенного ТО и тюнинга, катушка, по нашему мнению, заслуживает знак "Выбор Сервис-Центра".
Итак, по порядку.
Технические характеристики катушки Shimano Ultegra 14000 XTD:
Комплект поставки:
Как и было отмечено ранее, катушка предназначена для серфовой ловли, которая на наших просторах (да и не только на наших) была адаптирована к карповой рыбалке. Как и писалась ранее, Ультегра 14000 оснащена быстрым фрикционом (ориентировочный угол затягивания фрикциона из положения "на сигнализаторе" до положения "вываживание" составляет около 180 градусов проворота гайки фрикционного торммоза. Катушка выпускается в двух типоразмерах - 5500 и 14000, и, если первая предназначена по лесоемкости более для фидерной ловли, то вторая более подойдет в качестве рабочей на рабочем удилище. Для спода и маркера она так же может быть применена, но по нашему мнению, на сподовое лучше приобрести катушку с более высоким передаточным числом (например 5.3:1), как, например Shimano Aerlex 7000 XTA Spod. На маркер также можно приобрести более дешевую катушку. (В скором времени на нашем сайте появится обзор Shimano Aerlex XTA 7000 Spod и 8000 XTA).
Хотелось бы вкратце остановиться на истории попадания именно данного экземпляра катушки в наш Сервис-центр. Катушка, к сожалению, пострадала при падении, на ней была частично отломана лапка, которой катушка устанавливается в катушкодержатель, а также поведена геометрия дужки лесоукладывателя. Нашим сервисным центром был проведен комплекс работ по восстановлению данной катушки (проведена рихтовка дужки с ее последующей шлифовкой, а также - восстановление отломанной лапки методом выведения недостающей детали при помощи карбоновой нити. (см. фотогалерею в конце статьи).
Таким образом, мы объявляем об открытии новой услуги сервис-центром Reels.in.ua - восстановление корпусных деталей при помощи карбона, а также сращивание и ремонт удилищ и подсаков.
Теперь, собственно, перейдем к обзору основных деталей механизма катушки, а также к вопросу тюннинга.
Корпус. Корпус катушки выполнен из достаточно прочного черного крашенного пластика. По классификации Шимано материал корпуса, примененный в Ультегре, называется XT7. Как заявляет производитель, XT7 - это композитный материал, применяемый в катушках нижнего и среднего ценового диапазиона. Отличается достаточно высокой прочностью, но имеет большую массу, что в карповых катушках не критично . Собственно, корпусом - частью корпуса, где смонтирован весь механизм катушки - служит та часть, которая переходит в лапку. К корпусным деталям в принципе нареканий нет - детали обработаны качественно, смыкаются без видимых люфтов.
Шестерни. Главная, она же ведущая, шестерня выполнена из алюминия способом литья под давлением- при рассмотрении на поверхности шестерни видны следы от облоя. Главная шестерня опирается на два закрытых подшипника. Роторная шестерня изготовлена из латуни, на ней находится один закрытый подшипник под обгонной муфтой.. Роторная шестерня опирается на второй закрытый подшипник по Шимановской концепции X-Ship (данная концепция предполагает наличие второго опорного подшипника в задней части роторной шестерни,, что служит для уменьшения трения опоры роторной шестерни, и при нормальной реализации значительно убирает паразитные люфты оной. Паразитная шестерня (шестерня, вращающая бесконечный винт) - также латунная. Также, в механизме катушке введены две дополнительные планетарные шестерни (шестерни, на которых смонтированы две зубчатых передачи). Данные дополнительные шестерни служат для замедления передаточного числа на приводе шестерни бесконечного винта. Данное решение применено для замедления хода штока и укладки лески "виток к витку", технология называется Shimano Aero Wrap II, служит для параллельной укладки лески виток к витку для лучшего сброса со шпули.
Подшипники в катушке - закрытого типа, всего в механизме катушки в базовом исполнении - 4 шарикоподшипника. Два находятся на главной шестерне, и два - в роторной. Подшипников для данного механизма недостаточно, производитель установил все прочие детали механизма на пластиковые втулки, но на стандартные посадочные отверстия. Стандартные посадки позволяют хорошо протюнинговать катушку, что и было сделано. Но об этом позже.
Обгонная муфта. Стандартная дисковая от Shimano, имеет 8 роликов. Поскольку данная конструкция узла обгонной муфты опробована на многих шимановских и не-шимановских катушках, вопросов к обгонке нет. Обгонная муфта обслуживаемая, что положительно сказывается на надежности катушки, т.к. можно провести ее ТО.
Привод толкателя шпули (шток, бесконечный винт, бегунок). Шток изготовлен из стали, массивный, с запасом прочности. Бесконечный винт выполнен из анодированного легкого сплава, с защитным покрытием. Подобная реализация бесконечного винта применена в Shimano Rarenium (разве что только в Рарениуме бесконечный винт отличается намного меньшими габаритами). В данной модели катушки, следуя последним тенденциям, Шимано установила бесконечный винт сверху от главной шестерни. Такие решения применяются в катушках Shimano с бесконечным винтом начиная с 2014 года. Узел бегунка, соответственно, смонтирован через подковообразную деталь, служащую для дистанцирования и передачи работы узла на бесконечный винт от штока. Бегунок смонтирован на двух направляющих, которые разнесены от вала главной шестерни - одна сверху, вторая снизу. Каких-либо критических люфтов данный конструктив не имеет, нареканий не вызывает.
В совокупности с механизмом шестерен и замедляющих шестерен, в Shimano Ultegra 14000 XTD была применена еще одна технология Shimano - Super Slow Oscillation. Данное решение отвечает за еще более медленную подачу шпули, что приводит к действительной укладке "Виток к витку". В карповых и серфовых катушках такая укладка более чем оправдана, как и писалось ранее, обеспечивает плавный сход лески или шнура со шпули при силовых забросах карповых приманок. Шпулю можно намотать практически "под бортик", и появление "бород" при достаточно мягкой карповой леске практически исключено.
Подшпульный узел. Во-первых, данный класс катушек оснащен так называемой "шторкой", которая не дает леске попасть под шпулю и намотаться на шток. За чистотой направляющих шторки в роторе необходимо внимательно следить, не допуская загрязнений, которые могут вызвать перекос шторки и ее поломке. Мы рекомендуем через каждые несколько карповых сессий снимать шторку, разобрав подшпульный узел, и чистить направляющие шторки в роторе от загрязнений. После чистки необходимо положить в направляющие и на шток небольшое количество густой смазки (например, Wolf EP2 Lithium Grease), и, надев обратно шторку, совершить аккуратно несколько оборотов рукояти. Это необходимо для того, чтобы смазка разошлась. К направляющим шторки есть одна претензия - при своей работе даже хорошо смазанный узел вызывает паразитный призвук. Собственно подшпульный узел состоит из стопорного кольца, на которую опирается шторка, пластикового зубчатого колеса трещотки и регулировочных шайб. Узел простой,но в нем нет ничего лишнего.
Ротор. Ротор пластиковый, выполнен из того же прочного композита XT7, что и корпус катушки. В плечах ротора выполнены проточки для направляющих шторки, противодействующей попаданию лески под шпулю. Посадки крепления дужки лесоукладывателя - пластиковые, что приводит, при недостатке смазки или грязной смазке, к увеличению трения и преждевременному износу узла. Рекомендуем периодически делать ТО и противодействовать попаданию загрязнителей в этот узел.
Ролик лесоукладывателя. Необходимо отметить, что в данной катушке ролик лесоукладывателя смонтирован на металлической втулке, что снижает надежность механизма. Дабы противодействовать заклиниванию ролика, необходимо раз в несколько сессий делать самостоятельно обслуживание ролика. Описание с видео, как это сделать, приведено в соответствующей статье на нашем сайте. Однако, в данной катушке ролик поддается тюнингу, с возможностью его установки на шарикоподшипник. В этом экземпляре катушки такой тюнинг был проведен.
Шпуля. Шпуля в данной катушке - алюминиевая, выполненная по концепции Long Cast, применяемая для дальних забросов приманки карповыми удилищами. Фрикционный пакет в шпуле катушки Shimano Ultegra 14000 XTD стандартный, состоит из трех фетровых шайб и трех металлических. Узел достаточно надежен, и позволяет плавно настроить основной фрикцион катушки. Необходимо отметить, что заложенная во фрикционный пакет полугустая смазки Шимано усложняет быструю рекацию на изменение настроек фрикциона. Из-за густой констстенции смазки, шайбы слипаются между собой и реагируют на изменение затягивающего усилия с известным замедлением. В нашем СЦ при ТО катушки смазка во фрикционном пакете сразу же меняется на жидкую. Жидкое масло препятствуе залипанию шестерен и позволяет мгновенно реагировать на изменение стягивающего усилия. Клипса на шпуле - круглая, выполнена из металла. Гайка фрикциона оснащена системой "быстрый фрикцион", позволяющей за половину оборота фрикционной гайки перети из условного положения "бейтраннер"в рабочее положение при вываживании.
Рукоять. Рукоять катушки - алюминиевая, крепится к корпусу посредством закручивания винта с обратной стороны главной шестерни. Кноб рукояти - разборной, на двух пластиковых втулках разного диамтера. Узел хорошо поддается тюнингу, позволяет заменить втулки на шарикоподшипники, что сказывается положительно на плавности работы кноба и его надежности.
Тюнинг Shimano Ultegra 14000 XTD. Данная катушка хорошо поддается тюнингу, выраженному в возможности установки дополнительных подшипников на бесконечный винт (2 или 3 шт), а также 2 шт в кноб рукояти. Кроме того, возможна переделка узла ролика лесоукладчика для установки его на шарикоподшипник (идея подсмотрена на Ютубе, опробована и проверена на данном экземпляре Ультегры). По желанию заказчика, в нашем сервисном центре в Shimano Ultegra 14000 XTD могут быть установлены дополнительные 5-6 шарикоподшипников, которые повысят надежность механизма и сделают более плавной работу катушки в целом.
Аналоги. По нашему мнению, аналогом Shimano Ultegra 14000 XTD может считаться Daiwa Tournament Basia 45QD II и ее подвиды (Basiair), а также Penn Affinity 8000 LTD (обзор вскоре появится на нашем сайте).
Выводы. Исходя из вышеизложенного, сервисный центр Reels.in.ua рекомендует катушку к покупке, и после проведенного тюнинга, за значительно улучшившиеся ходовые качества, простоту, универсальность применения и сообношение "цена-качество" присваивает карповой катушке Shimano Ultegra 14000 XTD знак "СЦ Reels.in.ua. Наш выбор!".
Фотогалерея сборки катушки: