foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Сервис-центр REELS.IN.UA

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ



Изготовление клипс

Изготовление металлических клипс на шпули катушек. Изменен конструктив

Подробнее

Технопланктон River Fish

Английский злаковый планктон "River Fish" для ловли толстолоба

Подробнее

Сервис-блог

Обзоры катушек, удилищ, и наши работы

Подробнее

Наш интернет-магазин

Катушки, шнуры, GPS-навигаторы, сумки, рюкзаки и многое другое!

Перейти

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ

Написать данную статью побудил нас тот факт, что рыболовы, практикующие спортивную и любительскую ловлю карпа, условно делятся на два лагеря - те, кому нравятся катушки с механизмом, нарицательно названным “бейтраннером”, и тех, кто управляет тормозящим усилием катушки при помощи регулировки основного фрикциона катушки. Давать какие-либо комментарии по этому поводу мы не то, что не можем, а просто не имеем права - так как у каждого рыболова свой стиль ловли, свои приемы заброса, вываживания, маркирования для поиска и выбора мест ловли и т.п. В данном случае работает простой принцип - кому как удобнее, тот так и ловит, главное в рыбалке - результат; и еще главнее - получение удовольствия от процесса.

В наш сервисный центр часто обращаются заказчики с просьбой в реализации так называемого “быстрого фрикциона” в карповые катушки. Бывали даже единичные случаи, когда рыболовы просили установить быстрый фрикцион в катушку с системой, аналогичной Shimano Baitrunner. Исходя из накопленного нами опыта, можем с уверенностью заявить, что практически все карповые катушки можно оснастить так называемым “быстрым фрикционом”, либо существенно ускорить имеющийся Quick Drag в некоторых моделях, например, как в Ultegra 14000 XTD.

Итак, по-порядку.

Видеообзор наших шайб, а также видеоинструкция по установке: 

Вначале хотелось бы кратко разобрать отличия в устройствах узлов и способе ловли с обеими типами катушек. Начнем с классического “бейтраннера”.

Система, которая получила нарицательное название “бейтраннер” (происходит от названия ТМ BAITRUNNER компании Shimano), представляет собой технологическое решение с двумя фрикционами и разблокировку свободного вращения штока (оси шпули) специальным рычажком. Такие технологии имеются у многих компаний, производящих катушки для карповой ловли, например: Daiwa - Bite’n’Run, Fox - FreeSpool (сокращенно FS), Tica - Hit-and-Run, Penn - Live Liner (сокращенно - LL) и так далее. 

Так вот, в разблокированном состоянии (когда удилище стоит на родподе в ожидании поклевки) свободное вращение шпули на штоке притормаживается так называемым “фрикционом бейтраннера”, что обеспечивает поддержание лески натянутой в положении “на сигнализаторе”, но в то же время обеспечивает свободный сход лески при поклевке, когда рыба стремится в укрытие и пытается сойти с оснастки. При подсечке, шток блокируется возвратом рычажка переключения фрикционов либо проворотом рукояти катушки (практически во всех подобных катушках переключение с бейтраннера проворотом рукояти заложено в конструкцию), и усилие передается на предварительно настроенный основной фрикцион, расположенный в шпуле. При необходимости, основной фрикцион легко подстраивается в процессе вываживания регулировкой фрикционной гайки.

Представители данного семейства катушек: Shimano BB-LC различных годов выпуска, Fox Stratos 12000 FS Graphite, Daiwa Infinity-X, Tica Abyss TF5000R и т.п.

Второй условный тип карповых катушек - это катушки с одним фрикционом. Собственно, это катушки, изначально предназначенные для сёрфовой ловли, который на наших (и не только) просторах широко применяющиеся для ловли карпа. Особенностью ловли на данный тип катушек является то, что после заброса оснастки необходимо отпустить фрикцион при постановке удилища на сигнализатор, дабы создать незначительное тормозное усилие для свободного схода лески со шпули, чтобы при этом удилище при поклевке не ушло в воду вслед за карпом. При подсечке и вываживании фрикцион, соответственно, подтягивается до нужного тормозного усилия методом закручивания и отпускания гайки фрикциона.

Здесь и кроется основная проблема данных катушек в данном аспекте. Дело в том, что на вываживании условия могут меняться ежесекундно: связано это с компенсацией рывков рыбы, маневрированием, ветром - факторов здесь много. И рыболову необходимо точно и быстро настроить фрикцион, чтобы он своим тормозным усилием вынуждал трофейного карпа или амура тратить силы на попытку сойти, а также обеспечивать при этом сход лески со шпули, и при этом не позволить леске лопнуть.

В стандартных комплектациях катушек, например, той же Ultegra 14000XTD или Okuma 8K, установлены фетровые шайбы. В той же Ультегре, производитель заявляет наличие системы QD (то бишь Quick Drag - быстрый фрикцион), однако, на практике, чтобы перейти с тормозного усилия условного положения “сигнализатор” до “вываживания” необходимо сделать полтора оборота фрикционной гайки. То есть, три движения рукой (проверено экспериментально), на что тратится драгоценное время на первых секундах вываживания. При необходимости быстро отпустить фрикцион возникает еще проблема медленной реакции шайб на изменение давления гайки, т. наз. “залипание” фрикциона. (Справедливости ради надо отметить, что при проведении ТО катушки в нашем СЦ данная проблема уходит, за счет замены смазочных материалов в фрикционном пакете на обеспечивающие корректную работу узла.) До положения “заброс” - т.е. фрикцион полностью затянут - необходимо сделать еще полтора оборота.

Из-за этого нами были разработаны и протестированы фторопластовые (тефлоновые) шайбы для реализации так называемого супер быстрого фрикциона. Фторопластовые фрикционные шайбы лишены “залипания”, быстро реагируют на изменение усилия. Немаловажным фактором здесь является отсутствие смазки в фрикционном пакете, т.к. тефлон (фторопласт) обладает очень низким коэффициентом трения, одновременно с высоким коэффициентом удержания. С положения “сигнализатор” до положения “вываживания” необходимо сделать от ¼ до ⅜ оборота. До полностью затянутого - примерно чуть более половины оборота. 

Данные шайбы может установить рыболов самостоятельно. Приводим инструкцию по установке:

  • Вскрыть фрикционный пакет в шпуле, запомнить последовательность металлических шайб.
  • При помощи салфетки и ватных палочек, применив уайт-спирит ТМ «Блеск», «Наши Краски», Maximum, либо изопропанол, очистить шпулю и металлические фрикционные шайбы от старой смазки, высушить шпулю.
  • Установить фрикционные шайбы, соблюдая последовательность металлических и фторопластовых шайб. Смазку на шайбы не наносить.
  • Нанести немного густой смазки на верхнюю металлическую шайбу фрикциона, являющейся ответкой к фрикционной гайке
  • Установить шпулю на катушку, затянуть фрикцион для выравнивания фторопластовых шайб на 12-24 часа. 
  • Отпустить фрикцион для хранения.

Изготавливаем фрикционные шайбы для реализации «быстрого фрикциона» практически на все карповые катушки, также осуществляем переделку фрикционных гаек шпули для корректной работы быстрого фрикциона.

P.S. В связи с появлением китайских карбоновых шайб хотелось бы сделать одну ремарку по сравнению их с фторопластом. Как ни крути, а китайский карбон имеет намного более высокий коэффициент трения, нежели тефлон, а также повышенную абразивность. При работе фрикциона карбоновые шайбы подтачивают корпус шпули и металлические шайбы. Плюс к тому же, для корректной работы карбоновых шайб необходима смазка, которая имеет свою вязкость, и от этого может иногда “залипать”.

Фотогалерея: