foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Сервис-центр REELS.IN.UA

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ



Изготовление клипс

Изготовление металлических клипс на шпули катушек. Изменен конструктив

Подробнее

Технопланктон River Fish

Английский злаковый планктон "River Fish" для ловли толстолоба

Подробнее

Сервис-блог

Обзоры катушек, удилищ, и наши работы

Подробнее

Наш интернет-магазин

Катушки, шнуры, GPS-навигаторы, сумки, рюкзаки и многое другое!

Перейти

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

РЫБОЛОВНОГО ИНВЕНТАРЯ

В нашем сервис-блоге - очередной обзор карповой катушки. На этот раз давайте рассмотрим катушку Shimano Ultegra 12000 XSA, которая снова, как и Daiwa Tournament Basia 45 QD II, является изначально серфовой катушкой, применяемой для морской рыбалки. На просторах бывшего СССР серфовым катушкам также найдено применение - в качестве основных рабочих или сподовых катушек для карповой рыбалки. Серфовые катушки с успехом выполняют свои функции в этой, несколько неспецифической для них отрасли, поскольку карп, как и морская рыба, достаточно силен, и для его ловли требуется катушки с хорошим тяговым усилием и достаточным запасом лески на шпуле. Помимо этого, размер и форма шпули также имеют значение: чем больше наружный диаметр шпули и ее длина, тем эффективнее катушка себя покажет на забросе оснастки и вываживании трофейного карпа

Итак, рассмотрим катушку более подробно.

  • Размер шпули - 12000 Long Cast
  • Вес катушки - 755 г.
  • Передаточное число - 4,3:1
  • Количество подшипников - 4+1
  • Лесоемкость шпули - 0,4мм/300м
  • Выматывание лески за один оборот рукояти - 103 см

Данная катушка является, как и подавляющее большинство серфовых катушек, тяговой катушкой, т.к. ее передаточное число равно 4,3:1. При передаточном числе катушки менее 4,5 катушка считается силовой (тяговой). Катушка віполнена по классической схеме Shimano с использованием "бесконечного винта" в механизме толкателя шпули, что в свою очередь обеспечивает идеальную укладку и сброс лески.

Корпус катушки Shimano Ultegra 12000 XSA изготовлен из пластика. Качество сборки катушки в целом добротное. Корпусные детали прилегают плотно, как традиционно заведено у Shimano.

Шестерни у катушки изготовлены из латуни (роторная) и алюминиевого-цинкового сплава (главная),. Что характерно, шестерня бесконечного винта (так называемая. "паразитная") также изготовлена из латуни, а не из фторопласта (как на подавляющем большинстве спиннинговых катушек Shimano), что повышает надежность механизма в целом. Однако, катушка в заводской сборке обладает весьма немаловажным недостатком - главная шестерня с одной стороны опирается на шарикоподшипник, а с другой на пластиковую втулку. Данный недостаток легко устраняется при проведении нами ТО путем замены втулки на шарикоподшипник, ччто отражается на долговечности и работоспособности механизма катушки при дальнейшей эксплуатации, а также улучшает пласность хода.

Фрикционный тормоз в данной катушке оснащен двумя фетровыми прокладками и относится к категории так называемого "полу-быстрого фрикциона", позволяющего за один оборот гайки фрикционного тормоза усилить или ослабить его сопротивление.

Шпуля катушки - типоразмера Long Cast, что положительно сказывается на дальности заброса оснастки.

Как и упоминалось ранее, механизм толкателя штока оснащен "бесконечным винтом", что положительно сказывается на равномерности укладки лески, которая, в свою очередь влияет на дальность заброса оснастки.

Катушка Shimano Ultegra 12000 XSA оснащена "шторкой", препятствующей попаданию лески под шпулю. Данная "шторка" встречается во многих катушках Shimano классов Big Pit, Surf и Baitrunner с увеличенными емкостями шпули, например Shimano BB-LC. C этим узлом также связана одна из причин частого отказа толкателя шпули из-за облегченных направляющих "шторки", скользящих по рельсам в роторе (см.фото).При поломке одной из направляющих происходит при дальнейшем выматывании лески расцентровка шторки, затем шторка выходит из трех направляющих в подшпульном узле ротора и данее не фиксируется, т.е. не ходит в тех пазах, в которых она находилась в центрованном виде. При перемещении "шторки" в верхнее положение зачастую происходит ее прокручивание и уже при опускании (возврате) шпули назад, шторка не становится в посадочные места и происходит заклинивание катушки. Данная поломка связана в основном с пренебрежительным отношением к катушке, а именно к смазыванию и чистке узла направляющих "шторки" на внутренних боковинах ротора.

В нашем сервис-центре разработана методика восстановления работоспособности катушки без замены "шторки". Найти запасную "шторку" практически невозможно.Если у Вас на рыбалке случилась такая поломка, следуйте методу, описанному ниже.

Суть данного метода заключается в том, что необходимо (все номера и наименования деталей указаны согласно схеме катушки Shimano BB-LC, поскольку роторная часть данных катушек идентична) сделать следующее :

  1. Открутить гайку фрикционного тормоза (№ 5878 - Drag Knob).
  2. Снять шпулю со штока.
  3. Осторожно вынуть (запомнив последовательность) детали подшпульного узла - регулировочные шайбы (№ 5676), пластиковую трещотку(№ 5677 - Spool Support (A)) и шайбу-основу трещотки (№ 3339 - Spool Support (B)).
  4. С механизма "шторки" снять металлическое кольцо (деталь № 3340 - Line Safety Guard Spacer) , находящееся сверху подшипника (№ 3943), установленного в "шторке".
  5. Снять "шторку" (№ 5881 - Line Safety Guard) со штока.
  6. Снять прижимную шайбу (5678), извлечь из "шторки" подшипник (3943).
  7. Руководствуясь фотографией, приведеной в галерее в конце статьи, срезать направляющие шторки, обозначенные красными линиями. Надфилем или наждачной бумагой зачистить оставшиеся после среза "наросты" до придания основанию "шторки" круглой формы.
  8. Собрать узел в обратной последовательности, одеть шпулю, зафиксировать гайкой фрикционного тормоза.

ВНИМАНИЕ! После проведения этих манипуляций возможно попадание лески под шпулю и наматывание ее на шток и верхнюю часть ротора. За этим необходимо тщательно следить, не допуская ослабленя натяжения при подмотке.

Нашим сервис-центром в настоящее время проводится разработка метода устранения проблемы с попаданием лески под шпулю. О положительных результатах тестирования метода решения проблемы будет сделано соответствующее объявление на главной странице сайта. Следите за обновлениями.

Выводы. Катушка Shimano Ultegra 12000 XSA собрана в целом добротно и рекомендуется к приобретению в качестве рабочей катушки (кому не нравится использование механизма Baitrunner), или сподовой. В катушке есть две вышеописанных проблемы, которые устраняются в нашем сервис-центре.

Аналоги. Аналогом катушки Shimano Ultegra 12000 XSA является Fox Stratos 12000.